Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+19+12
Иерусалим
+15+7

Мнения

А
А

Когда Ханука стала женской

У мужчин был свой герой, даже герои - братья Маккавеи, а у женщин не было. Пока в средние века не появилась история Юдифи.

23.12.2025
Караваджо - "Юдифь, обезглавливающая Олоферна", около 1599 года, Galleria Nazionale d'Arte Antica, Рим

Изначально Ханука была мужским праздником. Женщины не воевали, не могли быть священниками, не учили Тору. Но во время правления Селевкидов именно женщины были повседневными хранительницами религии: тайно совершали обрезание младенцев, несмотря на грозящую смертную казнь; соблюдали кашрут и Шаббат в доме; передавали детям язык, молитвы и память. Женщины снабжали повстанцев едой, одеждой, информацией; укрывали беглецов; поддерживали связь между отрядами в горах.

У мужчин был свой герой, даже герои - братья Маккавеи, а у женщин не было. Пока в средние века не появилась история Юдифи.

Ассирийский полководец Олоферн осаждает еврейский город. Город готов сдаться. Юдифь, благочестивая красавица-вдова, идет в лагерь врага. Очаровывает Олоферна, кормит его соленым сыром. У него начинается жажда, он выпивает много вина и засыпает. Юдифь обезглавливает его и приносит его голову в город. Враги в панике бегут; город спасен.

Юдифь не упоминается в книгах Маккавеев, книга Юдифи не входит в еврейский канон, она описывает события вне четких исторических рамок, и не привязана к восстанию Маккавеев.

Почему же Юдифь начали вспоминать в Хануку? Потому что ее история идеально совпадала с духом Хануки: маленький народ против огромной внешней силы; победа не числом, а с помощью мужества, веры и находчивости; спасение в момент крайней опасности.

Книга Юдифи была написана, вероятнее всего, во II-I вв. до н. э., то есть примерно в ту же эпоху, что и восстание Маккавеев. Утраченный оригинал, скорее всего, был на иврите или арамейском. История сохранилась в греческом переводе, вошла в Септуагинту (древнегреческий перевод Ветхого Завета) и христианский канон, но не вошла в Танах.

В ранних источниках Хануки Юдифи нет. Связь возникает позже, примерно в раннем Средневековье (VIII-X вв.), когда мидраши (толкования Торы) переносят историю Юдифи во времена Хасмонеев, Олоферна отождествляют с селевкидским военачальником, ассирийцы действуют как греческая армия, а Иерусалим существует как бы вне времен. Это не ошибка, а осознанное переписывание памяти, не летопись, а повесть-притча.

Создается и новая традиция: молочные блюда на Хануку, потому что Юдифь усыпляет врага с помощью соленого сыра.

История Юдифи в европейском искусстве — это история того, как один и тот же библейский сюжет менял смысл в зависимости от эпохи, ее страхов и представлений.

В раннем средневековье миниатюры, витражи, рельефы соборов изображают Юдифь прежде всего как символ божественной помощи, инструмент Божьей воли, аллегорию смирения и веры, победы Бога над злом.

С началом Возрождения Юдифь превращается в героиню, символ гражданской доблести. Скульптура Донателло "Юдифь и Олоферн" стояла у Палаццо Веккьо во Флоренции как политическая аллегория: даже слабый народ может свергнуть деспота.

Во времена позднего Возрождения, у Боттичелли и Джорджоне Юдифь прекрасна и грустна, смысл смещается с победы как таковой на ее цену.

В XVII веке, в эпоху барокко, "Юдифь, обезглавливающая Олоферна" Караваджо - это действие, кровь, страх, сопротивление. Юдифь не героиня, и не аллегория, а живая женщина, которой страшно, но у которой нет выбора.

Юдифь Артемизии Джентилески - сильная, уверенная женщина, субъект действия, а не символ. Для XVII века такая женщина — вызывающее нарушение нормы.

Читайте также

У немцев и голландцев Юдифь становится соблазнительницей, холодной, почти роковой. На картине Кранаха она выглядит победительницей, держит голову Олоферна как трофей.

А потом наступает XIX век, век романтики, декаданса и femme fatale. У Коро Юдифь романтически смотрит вдаль посреди мягкого, приглушенного пейзажа. У Климта Юдифь превращается в эротический символ, символ победы красоты и желания над разумом и силой. Голова Олоферна почти исчезает — важно не спасение народа, а сила страсти.

После Холокоста образ слабого добра, выстоявшего против громадной силы абсолютного зла снова становится актуальным. В еврейском контексте Юдифь все чаще рассматривают как модель ненасильственного одиночного сопротивления, как альтернативу тотальному милитаризму, эдакий символ древних точечных ликвидаций.

XXI век, век феминизма и вокизма, делает Юдифь символом женского сопротивления, сопротивления через травму и сложный моральный выбор.

Но после всех этих долгих и красивых рассуждений, самой устойчивой и массовой формой присутствия Юдифи в нашей жизни остается обычай - соблюдаемый не всеми и не всегда, но обычай - есть сыр на Хануку.

Редкий случай, когда женская история породила кулинарный ритуал, а ритуал оставил женщину в истории.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке