Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+17+11
Иерусалим
+10+6

Мнения

А
А

Невидимые дети и невидящие взрослые

Раны, нанесенные в подростковом возрасте, на всю жизнь оставляют глубокие шрамы в душах наших детей.

17.12.2025
Источник:MIGnews.com
Фото: ShutterStock

Проблема, которая взволновала весь мир после нашумевшего сериала "Переходный возраст", в Израиле привлекла внимание немного позже и на основе наших собственных и, увы, реальных инцидентов. Школьник из семьи репатриантов покончил с собой из-за травли одноклассников. Шестиклассница подвергалась такому жесткому социальному бойкоту, что семья отменила ее бат-мицву - главный праздник для израильских подростков, - из опасения, что никто не придет. Родители обращались к директору и школьным консультантам, но сталкивались с формальными ответами. Только после вмешательства СМИ районное управление Минобразования сообщило, что случай под контролем и обещало "созвать рабочую группу".

Каждый раз, когда история школьного буллинга заканчивается трагедией или попадает в медиа, общество приходит в ужас. Кнессет собирает срочные заседания, министр образования обещает "пересмотр системы", депутаты требуют немедленно принять новый закон. Проходит немного времени, и все возвращается на круги своя - до следующей беды. А ведь достоянием гласности становится один случай из многих тысяч! Раны, нанесенные в подростковом возрасте, на всю жизнь оставляют глубокие шрамы в душах наших детей. Но взрослые чаще всего не замечают этих ран, не слышат молчаливых криков о помощи. Не случайно подростков, страдающих от изоляции и травли, называют невидимками.

С буллингом в израильских школах борются "по факту", когда жертва уже сломлена, семья отчаялась, а администрация разводит руками; когда ребенок уже не способен жить нормальной жизнью - или вообще жить. Так врачи начинают лечить запущенную болезнь, не углубляясь в причины и не занимаясь профилактикой. Но, в отличие от болезни и эпидемии, травля в детских коллективах существует всегда, и делать вид, что ее нет - непростительное лицемерие и равнодушие.

Можно ли вообще искоренить это позорное явление? Кажется, оно так же распространено, как вши в волосах у школьников - как ни выводи их, в нашем жарком климате они заводятся снова, пока дети их не "перерастут". Так и с буллингом: то и дело мы слышим от местных селебрити, популярных блогеров, журналистов и других известных людей признания о том, как в школе их унижали и игнорировали. Порой возникает впечатление, что в буллинге нет ничего страшного - его тоже можно перерасти и оставить в прошлом. Пока очередной затравленный подросток снова не шагнет с крыши…

В оправдание нам часто говорят о том, что буллинг перешел в онлайн и контролировать его практически невозможно. Может быть, запретить соцсети в школах, как это сделали в Австралии? Однако запретами в нашу цифровую эпоху толку не добьешься - интернет дырочку найдет. Бороться нужно с самой причиной. Но кто будет этим заниматься?

Да, в Минобразования есть многочисленные циркуляры по борьбе с насилием в школе. Есть программы, методички, плакаты, планы уроков по темам "гражданского образования", "социальных навыков", "позитивного климата". Сейчас обсуждается законопроект о предотвращении социального бойкота. Открыта новая "горячая линия". Но все эти похвальные инициативы упираются в катастрофическую нехватку специалистов, в формальный подход и отсутствие мониторинга. Никто не фиксирует, сколько реальных случаев бойкота происходит в каждой школе, не анализирует их причины. Нет механизма персональной ответственности - директор школы не отвечает свой карьерой за то, что в его учреждении годами травят ребенка, если нет трагических последствий. Почти нигде не объясняют детям с младших классов, что игнорирование - это насилие, не учат заступаться за жертв травли и осуждать бойкот.

Что ж, претензии к системе справедливы. Однако за обвинениями в адрес "недосмотревших" чиновников и учителей мы упускаем из виду главное: шеймингом, преследованиями, унижением занимаются не какие-то мифические злодеи, проникшие в школы, а наши сладкие, обожаемые дети. Родители порой не подозревают, что их добрый и ласковый ребенок инициирует или возглавляет безжалостную травлю ровесника. На самом деле, по оценкам специалистов, самым активным мучителем становится тот, кто сам может дать повод для буллинга, - дети, неуверенные в себе, из социально неблагополучной среды и т.п. Уже здесь открывается опция для вмешательства психологов: профессиональное тестирование, скрининг коллектива, выявление не только возможных жертв, но и потенциальных преследователей, работа с семьями…

…Но на этом этапе мы упираемся в стену. Израильская школа, несмотря на все благие намерения, не считает воспитание своей первоочередной задачей. У нас бытует негласное правило: воспитывать детей - право и прерогатива семьи. Родители же часто игнорируют жалобы из школы, пока они ограничиваются словами, а не наказаниями вроде временного отстранения от учебы (что бывает в самых крайних случаях). Многие семьи убеждены, что поведение и поступки их детей в школе - ответственность учителей и администрации. Мол, дома наш ребенок не вызывает нареканий, а все остальное - ваши проблемы.

Читайте также

Между тем, без участия семьи ничего не изменить. Нужно проводить встречи с родителями - отдельно или совместно с детьми - на тему буллинга, причем еще до того, как появился повод. Вместе смотреть и обсуждать фильмы (тот же "Переходный возраст"), организовывать дискуссии, и самое главное - показывать, что школе и родителям не все равно. Потому что замалчивание проблемы - самый опасный урок, который могут получить дети. Урок о том, что слабого можно унизить и растоптать, и для взрослых это нормально.

К сожалению, сегодня это самая распространенная ситуация. С одной стороны - родители, не заинтересованные в сотрудничестве со школой, потому что (по их мнению) с их ребенком все нормально. С другой - учителя и администрация, замотанные, загруженные учебной программой и бюрократией, не умеющие говорить с подростками на больные темы и просто не желающие выносить сор из избы. А посередине - затравленные дети-невидимки, уверенные в своей безнаказанности дети-преследователи и пугливое молчаливое большинство. Наши дети, наше будущее.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке