То, что происходит сейчас с журналистом 12-го канала Гаем Пелегом, это прелюдия к новому политическому убийству в Израиле. Звучит жутко, правда? Но как иначе назвать эту машину яда, которая запущена нашими местными франкенштейнами, и этот Голем уже почти что вышел из-под контроля?
Давайте так. Томер-Йерушалми могла официально опубликовать это видео. Ей надо было получить санкцию начгенштаба и согласовать это с военным цензором - ее доводы те бы услышали. Но главный военный прокурор решила, что она выше всего этого, и ради спасения системы она готова пойти далеко-далеко. Вплоть до вранья своим боссам и суду. Дошла в результате до пляжа Цук, следственного изолятора Неве-Тирца, домашнего ареста и то ли выдуманной, то ли настоящей попытки суицида… И это очень удобная история для одного человека, который сам приходит в суд и сидит на скамье подсудимых два-три раза в неделю, если у него нет других важных государственных дел.
Но к нему я еще вернусь.
Гай Пелег - не политик. Он не активист и даже не блогер. Он журналист. Он сделал то, что был обязан сделать: опубликовал материал, который ему передали его источники - ровно для этой цели. При этом важно понимать: этот материал представлял общественный интерес. И вот теперь он ходит с телохранителями, напротив его дома устраивают демонстрации, в Бней-Браке повесили плакат "Пелега - в тюрьму" (за что?). Но ладно. Все это можно назвать легитимным протестом. Не все, но предположим. Но позавчера Гай Пелег подвергся физическому преследованию. Представьте себе ситуацию, в которой ваш автомобиль окружила группа людей, которые не дают тебе проехать и выкрикивают "тебе всю жизнь понадобятся полицейские". Для охраны.
Это не просто хамство и агрессия. Это демонстративное подавление журналиста. Давление на физическом уровне. Это та самая грань, которую в цивилизованной демократии переступать нельзя. Грань между критикой и насилием. Между несогласием и запугиванием. У свободы слова нет запасного аэродрома. Если мы допустим, чтобы страх стал редактором, журналистика исчезнет. А за ней исчезнет и общество, способное отличить правду от лжи.
Читайте также
Гай Пелег - не первый, и, к сожалению, не последний. В последние годы в Израиле агрессия по отношению к журналистам стала привычной. Линчевания в комментариях, срывы съемок, угрозы, демонстрации у домов. Если журналист не поёт в унисон с властью — его записывают во "враги народа". Да, Израиль остается демократией. Но демократия - это не просто выборы. Это культура. И когда журналисту приходится ходить с телохранителем, потому что он опубликовал неудобное для власти видео - это значит, что культура этой демократии начинает трещать.
Самое поганое - то, что все это действительно становится нормой. Нормой становится то, что на билборде в центре города можно призывать посадить журналиста. Нормой становится то, что политические ТГ-каналы травят журналистов по разнарядке. Нормой становится то, что никто не удивлен, когда журналиста окружает толпа и угрожает ему вживую. Нормой становится то, что наша власть молчит. Молчит министр нацбезопасности, для которого вся эта ситуация как главного по полиции - вообще прямая зона ответственности. Но ладно, он больше популист, чем министр. Нормой становится и то, что в таких ситуациях молчит уже премьер-министр. И если наш президент витает в своих облаках, а если и реагирует, то сильно поздно, то наш премьер молчит, потому что не хочет о таком говорить. Ему, наверное, норм, когда травят его оппонентов? Я не знаю. Я только боюсь, что он будет вынужден что-то сказать, когда дело зайдет уже слишком далеко. С озабоченным, как всегда, видом, обвиняя в травле и тех, и этих. Чтобы отреагировать, но не сильно раздражать электорат. Запустив машину яда, ее очень сложно остановить без последствий. И если окажется, что в Израиле можно совершить физическое насилие над человеком, который не согласен с властью, виноват в этом будет он, Биньямин Нетаниягу. Виноваты в этом будут все его министры и депутаты. Вся его обслуга будет виновата в этом. Все те, кто считают, что сами то они люди нормальные, ну вот надо работать, крутиться, дружить с "правильными людьми из правильного окружения". Все они будут виноваты - все те, кто закрывают глаза, когда машина яда брызжет своей слюной. Просто пока что она извергает свой яд не в их сторону.
И я тоже буду в этом виноват. Потому что еще одно политическое убийство - если не дай б-г оно произойдет - в государстве Израиль, как кажется мне, это сегодня уже вопрос коллективной ответственности.