Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Новое еврейское миссионерство

Ноахизм – новый антихристианский проект мирового сионизма или плод религиозной интеграции в рамках суперэкуменизма?

Евгений Левин
28.11.2011
Источник:Credo.ru

Читайте также

Ноахизм – новый антихристианский проект мирового сионизма или плод религиозной интеграции в рамках суперэкуменизма?

Несколько дней назад на нескольких еврейских ресурсах появилось сообщение, что в Иерусалиме состоялась "Конференция Всемирного Центра Потомков Ноаха", в работе которой приняло участие несколько известных израильских раввинов: Ури Шерки, Хаим Друкман, Хаим Бурштейн и др. К сожалению, пресса это мероприятие проигнорировала. А между тем, иерусалимская конференция стала еще одним знаком серьезных сдвигов, произошедших в иудейском сознании в последние годы.

В отличие от христиан, евреи считают, что человек спасается только делами: "Тот, чьи добрые дела преобладают над грехами - праведник; тот, чьи грехи перевешивают - грешник. Благо, предназначенное праведникам - жизнь в грядущем мире - жизнь, не прерываемая смертью, добро, не смешанное со злом" (Маймонид, Законы раскаяния, 3:1, 7:1). При этом, если еврею, чтобы заслужить загробное блаженство, необходимо исполнять сотни законов и предписаний, то к нееврею требования гораздо скромнее: "Учили мудрецы: семь заповедей дано неевреям: обязанность иметь суды; запреты на богохульство; идолопоклонство; прелюбодеяние; убийство; грабеж и вкушение мяса от живого животного" (Вавилонский Талмуд, Сангедрин 56а).

По традиции, в окончательном виде эти законы были даны Ною после потопа. Поэтому в еврейской литературе этот кодекс получил название "Законы потомков Ноаха (Ноя)". Стоит отметить, что первое упоминание о подобном своде мы находим в Деяниях святых апостолов, в решении Иерусалимского Собора: "Не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздержались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы они не делали другим того, чего не хотят себе" (Деян., 15:19-20).

Поскольку иудаизм предъявляет к нееврею минимальные требования, тот, по еврейским представлениям, может заслужить спасение, исповедуя любую монотеистическую религию. Ислам был признан монотеизмом практически сразу. С христианством дело обстояло сложнее: упомянутый выше Маймонид, величайший средневековый кодификатор еврейского права, считал христиан язычниками. Однако большинство европейских раввинов с этим не согласилось – по их мнению, хотя веру в Троицу и поклонение святым следует считать заблуждением, для неевреев даже такой компромиссный монотеизм все-таки остается спасительным.

В Средние века еврейское миссионерство было запрещено и каралось смертью. Однако даже евреев, которых заботило "спасение" их соседей (не думаю, правда, что таких было много), это не слишком напрягало, поскольку те могли удостоиться "удела в Мире Грядущем", оставаясь добрыми христианами или мусульманами.

В последней четверти прошлого века последний глава Хабада р. Менахем-Мендель Шнеерсон развернул кампанию, в рамках которой его последователи разъясняли неевреям важность и необходимость соблюдения семи заповедей потомков Ноя. Правда, насколько мне известно, он никогда не предлагал "ноахидам" создать собственное религиозное движение. Однако в последние годы ситуация изменилась. При поддержке нескольких раввинов неевреи, уверовавшие в святость "семи заповедей", стали создавать собственные религиозные общины и проводить собственные богослужения. В свою очередь, раввины взяли на себя роль пастырей и законоучителей ноахидов.

По мнению р. Ицхака Гинзбурга – пожалуй, самого авторитетного раввина, участвующего в этом проекте, – подлинное соблюдение законов потомков Ноаха в принципе несовместимо с принадлежностью к любой другой конфессии. Поэтому неевреи, ищущие спасения, должны создать собственные общины, найти себе наставников из числа еврейских мудрецов, а также всячески помогать евреям во всех их духовных и политических начинаниях – словом, стать идеальными "шабесгоями".

Впрочем, говоря обо "всех" конфессиях, р. Гизбург несколько лукавил. Где-нибудь в Африке или джунглях Амазонки и сегодня хватает настоящих язычников-идолопоклонников, однако апостолы ноахизма к ним почему-то не едут, видимо, опасаясь разделить судьбу капитана Кука. Нет ноахидов и в мусульманских странах – тоже по очевидным причинам. Вся деятельность "потомков Ноя" происходит исключительно в толерантных христианских странах, так что движение можно смело рассматривать как антихристианский миссионерский проект современного иудаизма.

Да и сами идеологи ноахизма этого практически не скрывают. Тот же р. Гинзбург в своей книге Kabbalah and Meditation for the Nations, посвященной теологии ноахизма, ни словом не упомянул ни ислам, ни буддизм, ни другие религии, зато посвятил целую главу (не слишком убедительной) антихристианской полемике.

Сто или даже пятьдесят лет назад это было бы немыслимо. Однако за последние десятилетия иудеи, живущие в странах свободного мира, стали чувствовать себя гораздо сильнее и увереннее. Поэтому если раньше их диалог с христианством ограничивался защитой собственной территории, то сегодня отдельные раввины сочли возможным перейти в открытое контрнаступление.

В связи с этим нельзя не отметить, что раввины, участвующие в ноахидском проекте, затеяли рискованную игру. Разумеется, сегодня, невзирая на помпезные конференции с участием бывших министров и депутатов Кнессета, ноахидское движение не является реальной силой, так что считать его реальным вызовом христианству нет решительно никаких оснований. Но если, паче чаяний, это начинание все-таки окажется успешным, то рано или поздно Церковь будет вынуждена на него отреагировать. И я совсем не уверен, что иудаизм готов к подобному противостоянию и сможет выйти из него с честью и без больших потерь.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке