Более трех суток на прошедшей неделе шли бои между правительственными силами Сирии и группировкой французских джихадистов под руководством Умара Диаби, известного как Омар Омсен. Лагерь Харем, где джихадисты обосновались с семьями, находится на турецкой границе в провинции Идлиб. Военное противостояние закончилось в четверг, 23 октября, подписанием договора, по которому Умару Диаби удалось избежать задержания, однако группировка была вынуждена сдать остатки тяжелого вооружения, согласиться на судебное расследование и открыть лагерь силам безопасности.
Военизированная полиция начала атаку на лагерь французских джихадистов в ночь с 21 на 22 октября с намерением арестовать их лидера Умара Диаби (Омара Омсена), который официально обвинялся в похищении и удержании под стражей молодой девушки, гражданки Франции, после жалобы, поданной ее матерью в региональный исламский суд. Это первый случай с момента прихода новой власти в декабре 2024 года, когда правительство во главе с бывшим джихадистом Ахмедом аш-Шараа признало факт вооруженного столкновения с иностранными боевиками и бывшими соратниками.
В заявлении командующего силами внутренней безопасности провинции Идлиб генерала Гассана Бакира говорится, что власти предлагали Умару Диаби сдаться, но он отказался. Он был обвинен в стрельбе по правительственным войскам и использовании мирных жителей в качестве живого щита. Группировка утверждает, что сирийские службы безопасности координировали свой рейд с французской разведкой, и что Диаби должен был в случае захвата быть передан в Париж. Франция не комментировала это заявление.
Группировка, обосновавшаяся с семьями в лашере Харем на турецкой границе, состоит приблизительно из 70 боевиков (возможно, 50, по данным, предоставленным AFP французскими источниками в силовых структурах в декабре 2024 года). Это последние из более чем 1500 джихадистов, приехавших из Франции после 2012 года. Большинство из них являлись членами террористической группировки "Исламское государство".
"Французы Идлиба" во главе с Умаром Диаби являлись частью недружественного "Исламскому государству" сирийского отделения "Аль-Каиды" под названием "Фронт ан-Нусра", который впоследствии стал называться "Хайят Тахрир аш-Шам. Во главе этой группировки стоял нынешний сирийский лидер аш-Шараа.
50-летний франко-сенегальский исламист из Ниццы Умар Диаби является одним их наиболее активных французских джихадистов, вербовщиков для джихада в Сирии и пропагандистом. Благодаря проведенным им в социальных сетях вербовочным кампаниям в Сирию отправились нескольких десятков французов. Отбыв несколько сроков по уголовным делам и радикализовавшись в тюрьме, стал заниматься исламистской пропагандой и вербовкой. С 2011 года Умар Диаби включен в санкционный список ООН. В 2013 был депортирован из Франции (по другим сведениям, сам покинул страну), находится в международном розыске.
Читайте также
Под давлением США после падения режима Асада в декабре 2024 года новая администрация начала процесс интеграции иностранных боевиков в специально созданные бригады в составе армии. Тем не менее, иностранцам запрещены руководящие посты в правительственных структурах.
Не только французские, но и другие иностранные боевики вступают в противостояние с новыми властями, отказываясь сдать оружие. В том числе, небольшие группировки выходцев с Кавказа и из Центральной Азии. Нескольких узбекских боевиков пришли на помощь французам.
Умару Диаби удалось избежать задержания, однако группировка была вынуждена сдать остатки тяжелого вооружения, согласиться на судебное расследование и открыть лагерь Харем силам безопасности.
"Из 1500 французов, уехавших в 2000-х годах на джихад, 390 вернулись во Францию, 500 погибли, около 100 находятся в Идлибском анклаве, около 150 задержаны или содержатся под стражей на северо-востоке Сирии и в Ираке, а 300 пропали без вести", — пояснил французский прокурор по борьбе с терроризмом Оливье Кристен в интервью газете Le Figaro, опубликованном вскоре после падения режима Башара Асада.