Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+26+21
Иерусалим
+26+16

Мнения

А
А

Недоверие к власти укрепляют позиции партии Ле Пен

Затянувшийся политический кризис углубил недоверие французов к партиям, политическим лидерам и институтам. Исключение составляет партия Ле Пен.

24.10.2025
Источник:RFI
Жордан Барделла на фоне портрета Марин Ле Пен, Париж, 25 апреля 2024 года. Фото: Getty Images / Chesnot

Ежегодное социологическое исследование "Французские расколы" фиксирует углубление политического кризиса в стране на фоне череды отставок правительств и роста популярности крайне правого "Национального объединения" Марин Ле Пен.

Правительство Себастьена Лекорню с трудом маневрирует в парламенте, чтобы избежать падения, после того как за одиннадцать месяцев сменились три премьер-министра - Барнье, Байру и сам Лекорню. Затянувшийся политический кризис углубляет недоверие к конкретным властям и институтам в целом на фоне сложной экономической ситуации для большинства домохозяйств. Такие результаты (если вкратце) показывает 13-е ежегодное исследование "Fractures françaises", проведенное институтом Ipsos в сотрудничестве с газетой Le Monde , Фондом Жана Жореса, Центром политических исследований Sciences Po (Cevipof) и Институтом Монтеня.

Крах доверия к институтам

Исследование выявляет растущее отторжение французами всей политической системы. Доверие к институту президента Республики упало до исторического минимума - 22% (снижение на 22 пункта с президентских выборов 2017 года). Политические партии также массово отвергаются: им доверяют лишь 10% опрошенных (на 4 пункта меньше, чем в 2024 году), что является самым низким показателем с 2019 года. И на 58 пунктов ниже доверия к мэрам и на 8 пунктов ниже уровня доверия, который партии получали в 2022 году.

При том, что, как отмечает Le Monde, после парламентских выборов 2022 и особенно 2024 года политические партии обладают большими полномочиями, чем когда-либо с момента создания Пятой Республики (т.е. с 1958 года).

Еще один показательный момент, демонстрирующий быстрое и непосредственное влияние политического кризиса на доверие к институтам: до отставки премьер-министра Лекорню 77% опрошенных заявляли, что не доверяют нижней палате парламента - Национальному собранию. После отставки (хотя она не была связана с Нацсобранием напрямую - Лекорню подал заявление сам - и не продлилась долго: через несколько дней Макрон назначил Лекорню снова) этот показатель вырос до 83%.

Макрон теряет поддержку

Недоверие ко всему политическому классу особенно затронуло президента: Эмманюэль Макрон стал тем, кто за год потерял больше всего поддержки - 58% опрошенных хотят его отставки (по сравнению с 52% в 2024 году), отмечает Le Monde.

"Примечательно, что в то время, когда президент республики вынужден сосредоточиться на своей прерогативе - внешней политике, почти две трети респондентов (65%) не доверяют ему в вопросе защиты страны от рисков войны, которые четыре из десяти опрошенных считают высокими", - также подчеркивает газета.

"Всеобщая коррумпированность"

Le Monde констатирует, что ощущение "всеобщей коррупции" политического класса достигло самого высокого уровня с 2017 года - года избрания Эмманюэля Макрона на обещаниях обновления и прозрачности. Сам Макрон, напомним, пришел к власти восемь с лишним лет назад на фоне уже и тогда высокого уровня отрицания традиционных партий и политических институтов.

Две трети опрошенных (+3 пункта с 2024 года) считают, что большинство политиков коррумпированы, а почти девять из десяти (87%, или +4%) думают, что политики действуют прежде всего в своих личных интересах.

Только отношение французов к мэрам может "немного успокоить" перед муниципальными выборами марта 2026 года, поскольку градоначальникам по-прежнему доверяют 68% опрошенных, отмечает Le Monde. Мэры остаются единственными политическими фигурами (если брать их в целом, как "институт"), сохраняющими доверие населения, подчеркивает France-Presse.

Запрос на новые выборы

Несмотря на недовольство большинства граждан продолжающимся - после необязательного решения президента о роспуске Нацсобрания в июне 2024 г. - политическим кризисом, перспектива нового роспуска находит все больше сторонников: 43% респондентов хотят внеочередных парламентских выборов, что на 12 процентных пунктов больше, чем в 2024 году, пишет Le Monde.

Эта доля достигает 64% среди сторонников крайне правого "Национального объединения" (RN) и 54% - среди сторонников крайне левой "Непокорной Франции" (LFI) и Французской коммунистической партии (PCF).

Тревожный рост доверия к партии Ле Пен

Жиль Финшельштейн, генеральный секретарь Фонда Жана Жореса, констатирует: когда французов спрашивают, к какой политической партии они "ближе всего или менее далеки", ответ однозначен: "Национальное объединение" и, намного позади, все остальные. Так, 22% французов заявляют о симпатиях к RN, по 8% - к Социалистической партии (PS) и "Непокорной Франции" (LFI), по 6% - к созданному когда-то Макроном и возглавляемому сегодня экс-премьером Атталем центристскому "Возрождению" и правой партии "Республиканцы" (LR), 5% - к "Экологии-Зеленым".

По сравнению с 2020 годом изменения впечатляющие, отмечает Финшельштейн: если PS и LFI остались примерно на том же уровне, то "Зеленые", "Возрождение" и "Республиканцы" потеряли около 6 процентных пунктов каждый, в то время как RN набрало 8 пунктов. "Национальное объединение" значительно лидирует в предпочтениях французов, что делает его фаворитом президентских выборов 2027 года.

Социологи фиксируют и улучшение имиджа партии Ле Пен и Барделлы: теперь 47% французов считают, что RN "способно управлять страной" (+3 пункта с 2024 года), а 42% видят в нем партию, наиболее близкую к их проблемам.

49% опрошенных по-прежнему считают RN "опасным для демократии", а 47% - "ксенофобским". Однако это самый низкий уровень таких оценок с начала проведения исследования "Французские расколы" в 2014 году.

Финшельштейн анализирует имидж политических партий через призму "желательности" и "достоверности": 38 % опрошенных модель общества, предлагаемая RN, теперь кажется наиболее желательной - на 5 пунктов больше, чем общество, предлагаемое Соцпартией.

В 2020 году "проект RN" набирал всего 27% и занимал пятое место, отмечает исследователь.

Что касается восприятия французами такого понятия как "достоверность" применительно к партиям, то с 47% RN теперь отстает только от правых "Республиканцев" (и то всего на 1 пункт) - и опережает правящую с 2017 года макроновскую партию на 17 пунктов.

Сильный сдвиг вправо

Жиль Финшельштейн констатирует "сдвиг вправо", продолжающийся в обществе.

28% французов относят себя к левым (от 0 до 4 на шкале от 0 до 10), а 41% - к правым (от 6 до 10). По сравнению с 2020 годом левая часть потеряла немного (−2 пункта), но правая укрепилась значительно (+6,5 пунктов), подчеркивает исследователь.

"Ее доминирование еще более заметно, если учесть, что почти половина из 18% французов, выбравших позицию 5 и считающих себя „ни левыми, ни правыми", на выборах часто голосуют за крайне правых", - пишет Финшельштейн.

Четыре политические семьи вместо двух

Кевин Арсено, директор Cevipof, и Анн Мюксель, директор исследований в том же институте, отталкиваясь от последнего соцопроса, предлагают более сложную картину политического пространства.

Они выделили четыре подгруппы на основе двух синтетических показателей - один измеряет позицию на оси "левые-правые" в зависимости от взглядов на экономическую свободу и вмешательство государства, другой оценивает степень открытости по отношению к иммиграции.

Первая группа - "либеральные националисты" (41% опрошенных) - объединяет людей с либеральными экономическими взглядами и негативным отношением к иммиграции. Вторая группа - "этатисты-открытые" (25%) - включает граждан, открытых к миграции и поддерживающих экономическое вмешательство государства. Третья группа - "этатисты-националисты" (22%) - состоит из французов, поддерживающих экономическую и социальную роль государства, но скептически относящихся к положительному вкладу иммиграции. Четвертая группа - "либералы-открытые" (12%) - это небольшое меньшинство, открытое к миграции, но выступающее против сильного перераспределительного вмешательства государства.

Арсено и Мюксель отмечают, что около 73% сторонников традиционной правой и 66% сторонников крайне правой относятся к "либеральным националистам". А среди сторонников левых партий 58% и среди сторонников радикальной левой 65% - "этатисты-открытые".

"Однако неожиданным является значительный вес „этатистов-националистов" (от 8% (у левых - Прим. RFI) до 29% (у крайне правых - Прим. RFI), которые размывают противопоставление левых и правых, внося антииммиграционные настроения в левый лагерь и этатистские - в правый", - отмечают исследователи.

Подчеркивая также, что "в эпоху размывания деления на левых и правых и критики традиционных партий" этих "этатистов-националистов" много (28%) еще и среди французов, "не чувствующих близости ни к одной партии".

Таким образом, треть населения (22% "этатистов-националистов" + 12% "либералов-открытых", то есть 34%) в значительной степени выходит за рамки бинарного деления на левых и правых, внося "шум" и неоднородность в различные группы поддержки политических партий, заключают авторы и подчеркивают, что "расколы, пронизывающие французское общество", и с трудом сводящиеся к простому делению на левых и правых, благоприятны для тех, кто "умеет играть на нескольких противоречиях - таких как „Национальное объединение": сочетая экономический, социальный, идентитарный и территориальный консерватизм; стремясь к синтезу между классическим либеральным консерватизмом, негативно относящимся к иммиграции, и национальным коммунитаризмом, одновременно антииммиграционным и этатистским".

Экономические трудности и социальный запрос

Le Monde при этом также отмечает, что согласно опросу, политика не является главной заботой французов.

Покупательная способность, как и в 2024 году, остается основной темой (36%) для большинства опрошенных, за ней следуют преступность и иммиграция (по 22%).

Значительное большинство (71%) считает, что "по сравнению с другими группами французского населения, люди, подобные мне, живут еще хуже". Большинство (57%) также заявляет, что их домохозяйствам "трудно сводить концы с концами", что на 2 процентных пункта больше, чем в 2024 году.

Идея о том, что для установления социальной справедливости нужно забирать у богатых и отдавать бедным, поддерживается 61% опрошенных, в основном на левом фланге, но отвергается на правом. Парадоксально, но параллельно с этой сильной поддержкой перераспределения, согласие с теорией "просачивания" ("чем больше богатых, тем больше пользы для всего общества") достигло самого высокого уровня в общественном мнении с 2018 года - 49%.

Сторонники RN проявляют двойственность в экономических вопросах, констатирует Le Monde: с одной стороны, 57% из них поддерживают меры по перераспределению от богатых к бедным, с другой - 64% выступают за то, чтобы "максимально ограничить роль государства во французской экономике и дать предприятиям как можно больше свободы".

Протест без выхода

Еще один парадокс исследования: хотя четверо из десяти опрошенных чувствуют, что принадлежат к Франции, которая "в гневе и является очень протестной", этот протест (наиболее сильный среди молодежи, рабочих и сторонников LFI и RN), "не находит выхода".

Действительно, акции протеста осени - движение "Блокируем все" 10 сентября, демонстрация 18 сентября по призыву профсоюзов - считаются легитимными, но неэффективными большинством опрошенных (53%).

Читайте также

Демократия под вопросом

Le Monde отмечает и другой парадокс: доля респондентов, считающих, что демократический режим незаменим и является лучшим из возможных, стабильна и составляет 66% (Только среди сторонников RN есть большинство (52%), которые считают, что "другие политические системы могут быть такими же хорошими, как и демократия").

"Но за этим поверхностным единством восемь из десяти опрошенных считают, что демократическая система не работает и что их идеи не представлены", - пишет газета. Так полагают 77% сторонников PS или экологов 85% сторонников LFI или PCF, а также 93% сторонников RN. Тут надо отметить, что, несмотря на результаты объявленных самим же президентом досрочных парламентских выборов-2024 ни один из назначенных с тех пор премьеров и даже ни один министр не был представителем какой-либо из этих политсил.

Еще одна тревожная тенденция: идея о том, что "Франции нужен настоящий лидер, чтобы навести порядок", сильно укрепилась - на 4 процентных пункта за год - и теперь поддерживается 85% опрошенных,

пишет Le Monde. Этот рост заметен среди сторонников всех политических партий, кроме социалистов, среди которых, тем не менее, 76% разделяют это мнение.

Опрос проводился онлайн с 1 по 9 октября 2025 года на репрезентативной квотной выборке из 3000 человек старше 18 лет. Погрешность составляет от 0,4 до 1,8 пункта, указывают авторы.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке