Процесс принятия решений в переговорах между Израилем и Египтом
В 1979 году был подписан мирный договор между Израилем и Египтом. Когда начались переговоры между двумя странами после визита президента Египта Садата в Израиль, Менахем Бегин был уверен, что Израиль окажется в выигрыше. Он и представить не мог, что этот договор приведет к израильскому отказу от всего Синайского полуострова, включая нефтяные месторождения, и к эвакуации поселений в районе "пояса Ямита" (полоса вдоль побережья между Газой и Эль-Аришем).
Окончательная версия этого соглашения не стала результатом соотношения сил между Израилем и Египтом, а определялась другим фактором - президентом США Джимми Картером. Картер, чье президентство было неудачным, сумел воспользоваться возможностью, чтобы укрепить свои позиции. Он понял, что может достичь этого через мирный договор между Израилем и арабским государством.
Данные, определившие результат переговоров, были таковы: Садат не был готов пойти на какие-либо уступки в вопросе полного ухода Израиля из Синая "до последней песчинки", и сделал это обязательным условием соглашения. Картер, со своей стороны, стремился к миру любой ценой. В итоге именно жесткие позиции этих двух лидеров вынудили Бегина стать проигравшей стороной, и потому он вынужден был согласиться на договор.
Процесс принятия решений соглашений Осло
В 1993 году произошел сценарий, похожий на соглашение с Египтом. Премьер-министр Израиля Ицхак Рабин позволил Шимону Пересу и Йоси Бейлину вести диалог в Осло с Палестинской администрацией, так как верил, что сможет остановить процесс, если тот приведет к нежелательному результату. Рабин не учел, что в игру вступит еще один участник - президент США Билл Клинтон, который задал тон всему соглашению.
Осознав уникальный шанс стать первым президентом, завершившим вековой конфликт между евреями и палестинцами, Клинтон с поразительным дипломатическим мастерством добился своего. Когда окно возможностей для отхода от соглашения закрылось, Рабину пришлось приехать в Белый дом в сентябре 1993 года и пожать руку Ясиру Арафату. Одного взгляда на язык его тела тогда было достаточно, чтобы понять, что он чувствовал в тот момент.
В игре "Змеи и лестницы" Нетаниягу уступает Трампу
Похоже, судьба израильских лидеров, уступающих воле американских президентов, не обошла стороной и Нетаниягу. Неделю назад, после впечатляющего успеха на совместной пресс-конференции с Трампом, Нетаниягу вынужден был смиренно принять заявление Трампа в пятницу вечером. Это заявление противоречит его речи неделей ранее, как минимум в двух вопросах:
А. Продолжительность боевых действий: установлено, что Израиль должен немедленно прекратить атаки в Газе. Этот пункт существенно снижает давление на ХАМАС.
Б. Принятие ответа ХАМАСа: Трамп заявил, что можно согласиться с ответом ХАМАСа. Это положение позволяет террористической организации избежать большинства обязательств, предусмотренных полным планом.
Можно сравнить то, что произошло в пятницу вечером, с ходом в игре "Змеи и лестницы": после высокого подъема неделей ранее Израиль внезапно скатился вниз по длинной змее на несколько клеток.
На первый взгляд ничего не изменилось - ХАМАС заявил о готовности реализовать первый этап плана: освобождение заложников в обмен на освобождение около 2000 террористов. Но на деле возникло четкое разделение между первым этапом и последующими, в которых ХАМАС должен был бы разоружиться.
На практике заявление Трампа, признающее формулировку ХАМАСа, позволяет последнему растянуть даже первый этап - возвращение всех заложников.
Пять шагов, с помощью которых ХАМАС может изменить условия соглашения в свою пользу
1. Снятие военного давления: окончательные переговоры об освобождении заложников больше не будут вестись под огнем. ХАМАС больше не будет ощущать военного давления в Газе, которое ранее было весьма эффективным.
2. Выигрыш времени: прекращение огня, навязанное Трампом Израилю, может позволить ХАМАСу сорвать процесс освобождения заложников. Кроме того, поскольку США согласились, что теперь переговоры по этому вопросу пройдут в Каире, у представителей ХАМАСа появится множество предлогов для бесконечных обсуждений.
3. Право определять личности освобождаемых заключенных: в плане Трампа указано, что Израиль освободит 250 заключенных, приговоренных к пожизненному заключению - то есть особо опасных убийц. К сожалению, США не установили, что именно Израиль будет решать, кто именно из этих 250 заключенных будет освобожден. ХАМАС, разумеется, сделает все, чтобы навязать освобождение тех, кого Израиль категорически не может выпустить (например, Маруана Баргути).
4. Обусловить освобождения заложников выводом ЦАХАЛа из определенных зон: ХАМАС заявит, что для освобождения всех заложников ЦАХАЛ должен покинуть районы, где находятся заложники - живые или мертвые.
5. Задержка возвращения тел: ХАМАС постарается максимально затянуть процесс передачи 28 тел, утверждая, что не знает, как это сделать, и что это долгий процесс, который может занять недели.
Значение плана Трампа для него самого и для Израиля
Не уверен, что ХАМАС сумеет сорвать переговоры. Трампу нужен осязаемый успех - освобождение заложников менее чем за неделю. Комитет по присуждению Нобелевской премии мира соберется уже через неделю, и ХАМАС понимает, что должен выполнить свои обязательства, иначе рискует вызвать гнев Трампа.
Кроме того, вероятно, все страны-посредники попытаются оказать давление на ХАМАС, чтобы тот выполнил условия, но это вовсе не гарантирует его подчинения диктату Трампа.
Если полная сделка по освобождению заложников состоится в течение недели, она войдет в историю как огромный успех не только Трампа, но и Израиля. Более того, сделка будет выгодна Израилю даже если боевые действия возобновятся после ее выполнения - ведь свобода военных действий Израиля значительно возрастет.
Но более интересный вопрос заключается в следующем: будет ли ХАМАС готов продвигаться к выполнению всего соглашения? Согласится ли он разоружиться? И передаст ли управление Газой арабским силам? К тому же есть сомнения, согласятся ли богатые арабские страны вложить миллиарды в восстановление Газы.
Читайте также
Нет сомнений, что США стремятся реализовать все этапы плана, но вовсе не факт, что этот шаг соответствует интересам Израиля.
Газа уже была восстановленной и процветающей, когда произошли ужасы 7 октября. Эта атака не была следствием отчаяния - напротив, она отражала надежду жителей Газы на крах Израиля.
Поэтому даже если план Трампа будет реализован полностью, он не изменит идеологию жителей Газы и дух ХАМАСа, стремящегося уничтожить Израиль или, как минимум, реализовать "право на возвращение".
Иными словами, система образования Газы не изменится, проповеди с призывами к убийству евреев в мечетях продолжатся. Мечта жителей Газы повторить то, что они сделали 7 октября 2023 года, не исчезнет. И чем богаче станет Газа, тем больше условий для этого возникнет.