Противостояние между ультраортодоксами и большинством израильтян стремительно обостряется. Пока ультраортодоксы ведут себя так, будто войны нет, при сотнях погибших, тысячах раненых и огромной нехватке новобранцев, израильское большинство все меньше хочет иметь с ними дело. Существенные перемены возможны лишь через политические шаги: когда сионистское большинство потребует от ультраортодоксов - через лишение многочисленных льгот и санкции - взять на себя ответственность и принять участие. А пока на фоне игнорирования ультраортодоксами бед израильского большинства на наших глазах возникает стихийный бойкот, направленный против них. Если он наберет большой размах, пострадают не только они, но и все мы.
Если ультраортодоксы не одумаются, они окажутся заперты и изолированы в гетто, которое сами же построили для себя. Это будет плохо и для них, и для всех нас. Но израильтянам надоело. Надоело часами стоять в пробках из-за арестов дезертиров-ультраортодоксов. Надоели сотни дней резервистской службы и все более длительная обязательная служба в армии, пока ультраортодоксы предаются своим делам и отдыхают. Надоело презрение их лидеров к жертвам, понесенным остальными евреями в Израиле. Надоело финансировать их безделье из налогов. Надоели бесконечные требования ультраортодоксальных политиков и их контроль над целыми территориями в Израиле. Просто надоело.
Эти настроения многие израильтяне, скорее всего, выразят на выборах, голосуя за партии, которые не будут уступать ультраортодоксам. Но уже сейчас все больше людей выражают это в повседневном выборе. Пока что это не отражается в цифрах, но по разговорам с друзьями и публикациям в соцсетях тенденция вполне очевидна. Многие перестают ворчать и надеяться на перемены сверху и начинают голосовать ногами и кошельком - они устраивают стихийный бойкот ультраортодоксам. Один говорит, что раньше подвозил ультраортодоксальных подростков, а теперь перестал. Другой признается, что, если есть возможность, не покупает у ультраортодоксальных поставщиков. И, пожалуй, самое опасное - это снижение готовности нанимать ультраортодоксов на работу в разных сферах экономики, где это не связано напрямую с религией.
Со стороны ультраортодоксов потребительский бойкот - старый способ протеста. Так, в последние недели они объявили бойкот торговым центрам "Биг" по всей стране из-за нового комплекса "Биг" в Глилоте, который, по их утверждению, ведет к массовому нарушению субботы. Параллельно они бойкотируют страховую компанию "Клаль", потому что та участвует в проекте, где, по их словам, происходит осквернение древних захоронений. Хорошо помнится и бойкот ультраортодоксами пекарни "Анджел" два года назад из-за того, что тогдашний председатель компании Омер Бар-Лев пришел на демонстрацию у дома одного из раввинов. И подобных примеров немало.
Разница между намечающимся бойкотом ультраортодоксов со стороны многих неортодоксальных израильтян и бойкотом ультраортодоксов в том, что в отличие от последних, действующих как община и объявляющих бойкот организованно, нынешний процесс идет стихийно. По крайней мере пока нет организаторов и лидеров, призывающих бойкотировать ультраортодоксов. Многие израильтяне, уставшие от их поведения, просто решают, что не готовы кормить их, сотрудничать с ними или работать с теми, кого воспринимают как эксплуататоров, живущих за их счет и получающих безопасность ценой жертв их детей.
В каком-то смысле хорошо, что нет объявленного бойкота, но с другой стороны - это плохая новость и для ультраортодоксов, и для израильского общества. На фоне жестких ценностных споров с ними, повседневная ткань жизни внутри общества все же продолжала существовать. Теперь же возникающий бойкот выражает глубокий разлом, захватывающий многих израильтян, которые на личном уровне больше не согласны с нынешним положением вещей и решают действовать путем экономического протеста против ультраортодоксов.
Читайте также
Можно понять израильтян, выбирающих этот путь, ведь подавляющее большинство считает, что ультраортодоксы должны служить в армии и участвовать в экономической жизни. И поскольку из-за их шантажа и провальной политики это не находит отражения на правительственном уровне, простому израильтянину остается голосовать ногами и кошельком, бойкотировать ультраортодоксов до тех пор, пока те не возьмут на себя больше ответственности и нагрузки. И все же бойкоты с любой стороны вредны. Жесткий ценностный спор с ультраортодоксами можно вести другими путями.
Д-р Шуки Фридман - генеральный директор Института еврейской народной политики и преподаватель права в академическом центре "Перес".
Источник: Walla