Всякий раз, когда возникает вопрос призыва девушек в ЦАХАЛ, особенно в боевые части и на смешанные базы, это предметом ожесточенной полемики со стороны хардальной части населения (харедим противятся призыву как такавому) . Среди аргументов противников постоянно звучат обвинения в том, что сама структура такой службы неизбежно ведет к нарушениям Галахи: мол, девушки и юноши оказываются в ситуации ихуда, а также прикасаются друг к другу, нарушая запрет негии. Но стоит спокойно и честно разобрать эти утверждения, чтобы увидеть, что они мало что имеют общего с Галахой и гораздо больше с идеологией.
Ихуд - это запрет на уединение мужчины и женщины, которое может привести к интимности. Но что означает уединение? Это ситуация, когда они находятся в месте, куда никто не может войти и никто не видит. На армейской базе подобные условия просто не возникают. Там есть постоянная смена дежурств, двери открыты, кто-то всегда может войти, есть камеры, есть радиосвязь. Дежурный на посту не "наедине с девушкой", а выполняет приказ, находясь под контролем командира и в радиосети. Это не интимность и не скрытая встреча, а открытая и наблюдаемая служба. Галахически это категория "פתח פתוח לרשות הרבים" - открытость к внешнему миру, которая снимает саму проблему ихуда.
Читайте также
С негией ситуация аналогична. Запрет касается прикосновения, которое выражает близость или привязанность - דרך חיבה. В армии же речь идет о совершенно другом: подтолкнуть солдата, чтобы он взобрался на бронетранспортер, помочь вытащить носилки, поддержать на учениях. Это техническое, функциональное взаимодействие, лишенное личного характера. Более того, значительная часть армейских ситуаций подпадает под пикуах нефеш - угрозу или спасение жизни, где любые запреты автоматически отступают. Говорить о том, что подобные действия приравнены к запретной негии, значит игнорировать сам дух Галахи, которая всегда различала рабочий и интимный контекст.
Получается, что если быть честными, ни ихуд, ни негия не делают женскую службу в боевых частях невозможной. Эти аргументы раз за разом повторяются лишь для того, чтобы закрепить определенную социальную модель, в которой девушке "не положено" служить. Это не забота о Галахе, а использование Галахи как риторического инструмента для утверждения идеологической позиции. Но если читать Галаху без искусственных устрожений, видно ясно: армейская служба девушек, даже в боевых частях, не нарушает автоматически никаких базовых запретов. Проблема не в законе, а в желании тех, кто хочет превратить его в орудие социального контроля.
Видимо, хардальные раввины насмотрелись фильма "Звездный десант", ну самого, где есть сцена совместного душа. Хотя, наверное, нет. Впрочем, пусть даже не мечтают...