Революция, почти любая революция, пожирает своих вождей.
В примерах нет недостатка . Французская революция: Робеспьер отправил сотни французов на гильотину, пока сам не взошел на эшафот. Октябрьская революция в нашей стране исхода: вождей большевиков уничтожил Сталин. Китай - Культурная революция сожрала своих же вождей, включая Лю Шаоци и Дэн Сяопина. Иран - после падения шаха Хомейни расправился с либеральными и левыми союзниками, которые помогали ему в начале пути. Революция - это не ротвейлер, которого можно посадить на цепь и натравить на врага по усмотрению хозяина, а голем, одержимый жаждой разрушения, который неизбежно восстанет против своего же создателя.
На прошлой неделе в "Маариве" был опубликован примечательный опрос, очертивший список "Ликуда" на следующих выборах в Кнессет. Конечно, это только опрос, но тенденция налицо. Еще в апреле я писала в этой колонке: "Теперь знамя с желто-черным кулаком развевается и над правящей партией, и ее посылы идентичны посылам Итамара Бен-Гвира". Но я и подумать не могла, что "Ликуд" станет копией партии Бен Гвира уже через несколько месяцев…
На эту тему
Нажав на ссылку в мобильном телефоне, я сперва не узнала замыкающего первую пятерку кандидата. Альмог Коэн? Это кто вообще ? Может, в заметке опечатка и на самом деле это Йоси Коэн, бывший глава ШАБАКа, которого когда-то прочили в наследники Нетаниягу? Или Эли Коэн, министр энергетики и член фракции? Оказалось, не ошибка: члены "Ликуда" поставили на пятое место Альмога Коэна, депутата, который все еще числится в "Оцма Йеудит", но на практике -кошка, которая гуляет сама по себе . Эли Коэн замыкает первую десятку. Исраэль Кац, "воинственный" министр обороны, входит в первую пятерку, а возглавляет список спикер Кнессета Амир Охана, который распорядился силой выдворить родных заложников из Кнессета в день открытия летней парламентской сессии. Кроме Оханы, Каца и Ярива Левина, ветеранов в первой десятке Ликуда больше не осталось.
И самое интересное: похоже, сменится "первая леди "Ликуда" (нет, речь не о Саре Нетаниягу). Внушающая ужас клоунесса Тали Готлиб заняла , согласно опросу, второе место, оттеснив гедонистку Мирьям Регев на одиннадцатое. Готлиб обходит и Ярива Левина, скатившегося на девятое. В партийных группах в соцсетях ее уже прочат в министры юстиции. Вы удивились, с чего это вдруг на прошлой неделе действующий министр юстиции внезапно вспомнил о достоинстве судей и охранников судов и высказал Готлиб строгое "ну-ну-ну"? Все просто: Ярив Левин увидел результаты опроса.
Нарратив маргиналов
Нарратив Готлиб, - откровенно антисионистский, но нового ничего в нем нет. Она просто заимствовала нарратив крайне правых, враждебно относящихся к государству маргинальных групп. В некоторых пунктах нарратив правых маргиналов сходен с нарративом, доминирующим в ультраортодоксальном секторе. И те, и другие последовательно отвергают государство, но по разным причинам. Духовное руководство ультраортодоксов не признает государство Израиль (в школах и ешивах харедим запрещены символы государства Израиль и не отмечают День Независимости) потому, что государство - светское. А активисты движения КАХ и "молодежь холмов" не признают государство, потому что оно для них "недостаточно воинственное", управляется левыми элитами и не дает евреям себя защищать.
С точки зрения правых радикалов, как и с точки зрения ультраортодоксов, Израиль должен быть теократическим, но для правых радикалов национальный аспект важнее религиозного. И у тех и у других принято именовать представителей государства, судей и полицейских "юденратом" и "нацистами". Что касается солдат ЦАХАЛа, демонстранты харедим не стесняются называть их "нацистами", а "молодежь холмов" использует это слово лишь при непосредственных столкновениях с армией.
Читайте также
Оба нарратива существовали десятилетиями: первый - внутри стен ультраортодоксальной автономии, второй - на задворках израильского общества. Нетаниягу в прежние годы от обоих нарративов старательно дистанцировался, но после создания в 2019 году блока "Ликуд"-харедим-ХАРДАЛь" он резко сменил риторику, и антисионистские нарративы стали обычными для электората "Ликуда". Нынешнее правительство антисионистский нарратив радикалов превратило в мейнстрим , так что неудивительно, что немыслимые прежде фразы сегодня можно услышать от влиятельных раввинов, от ведущих на 14-м канале и на радиостанциях "Галей Исраэль" или "Коль бэ-рама", ну и, само собой, депутатов и министров. Те, кто избегает агрессивного антисионистского нарратива, оказываются на обочине - даже в "Ликуде", который до сих пор называется "национальной либеральной партией".
Ярив Левин провозгласил революцию в самом, что ни на есть, космическом стиле: благая весть для угнетенных, смена элит, удар по "привилегированным", диктатура пролетариата (читай - "Второго Израиля"), весь мир насилья мы разрушим, все отнять и поделить. Но эта революция натолкнулась массовое сопротивление и была приостановлена. В нынешнем году правительство ее активно пытается возобновить, но в глазах воинствующего ядерного электората "Ликуда" она выглядит "жалкой", и министр юстиции теряет ореол знаменосца. Знамя революции перехватила Тали Готлиб. Она громко декламирует посылы, ничем не отличающиеся от лозунгов "Оцма Йегудит", и ведет себя с наглостью, какая не посрамила бы и Итамара Бен-Гвира.
Если вы подумали, что она извинилась перед охранником суда, которого обозвала "нацистом", когда выяснилось, что тот в последнюю войну отслужил 400 дней на сборах, - вы напрасно так подумали . Готлиб прошения не просит. Похоже, у Бен-Гвира есть причина для беспокойства: новая верхушка "Ликуда" вполне может переманить часть его избирателей.
А что же министр юстиции, вдруг вспомнивший о чести судей? Тот, кто сеет "судебную революцию", получает Тали Готлиб.
Источник - Маарив