Государству Израиль была объявлена война. Нет, не очередной террористической организацией или недружественным мусульманским государством. Эту войну объявили духовные руководители ультраортодоксального общества. Причина проста и хорошо нам всем знакома - закон о (не)призыве.
Поскольку этот закон не прошел, к тем, кто отказывается служить стали применять соответствующие санкции. Одним из пунктов законопроекта, который больше всего возмутил ультраортодоксальные партии, была необходимость трижды в день отмечать свое присутствие в ешиве, подобно тому, как это делается на местах работы. Это было воспринято истеблишментом ультраортодоксов, как casus belli.
Какие последствия возможны после такого заявления?
Насколько я знаю, это первый подобный случай в истории государства. Арабское меньшинство испытывает к нам разные чувства, возможно, какая-то часть их общества нас недолюбливает. Но ни разу, даже во время наиболее напряженных конфликтов (октябрь 2000 года и операция "Защитник стен" 2021 года) ни светский, ни духовный истеблишмент арабского общества не призывал к войне и не объявлял войну.
Даже абсолютно оторванные анархисты среди "молодежи холмов" не объявляли войну государству.
Истеблишмент ультраортодоксов можно обвинять во многом, но не в отсутствии здравого смысла. Они прагматики до мозга костей. И как любые люди, всю жизнь связанные с текстами, они прекрасно понимают семантику того или иного слова. Их заявление не было неким эмоциональным всплеском и нельзя сказать, что они погорячились. Но, скорее всего, они исходили из того, что мы в очередной раз скажем, что мы же одна семья (а в семье не без урода), и что не стоит обращать внимания на их слова.
Но давайте посмотрим на это объявление войны глазами нормативного государства.
Если некая социальная группа официально объявляет войну собственному государству, находящемуся к тому же в состоянии войны с внешними врагами уже почти два года, такую группу людей необходимо воспринимать, как пятую колонну. Какие последствия должны быть для ультраортодоксального общества в такой ситуации?
Начнем с самого простого. На ультраортодоксальное общество должен распространяться такой же профайлинг в общественных местах, как и на арабское меньшинство. Этот же профайлинг должен распространяться и на представителей ультраортодоксов из общин диаспоры.
Насколько безопасно посещать теперь ультраортодоксальные города и районы? Не секрет, что ШАБАК очень внимательно следит за всем, что происходит в арабском секторе, включая различные технологические методы мониторинга. После объявления войны следует ожидать, что подобные средства мониторинга будут применяться и к ультраортодоксам. Благо, что это еще проще - из-за их требований к кошерности телефонов, известен почти каждый номер представителя этой общины и, в отличие от арабов, подавляющая часть ультраортодоксов общается между собой на иврите.
Если до сих пор различные провокативные высказывания представителей ультраортодоксального истеблишмента можно было воспринимать в спектре от "болтают, ну и пусть себе болтают" до "свобода слова и свобода совести", то теперь к этому надо относиться так, как к высказываниям Раеда Салаха или шейха Юсуфа Эльбаза из Лода и видеть в таких высказываниях как минимум подстрекательство, особенно с учетом того, что мы находимся в состоянии войны. И тогда, возможно, тех, кто будет обвинен за свои слова, надо содержать в тюрьме уже не в отделение для религиозных, а там, сидят осужденные за преступления против безопасности государства.
Читайте также
Каждый из нас должен будет решить для себя, хочет ли он экономически поддерживать в той или иной форме ультраортодоксальную общину, подобно тому, как это проявляется по отношению к арабскому меньшинству.
Перед каждыми выборами в Центральную Избирательную Комиссию подаются требования запретить участие арабских партий с приведением в качестве причины высказываний их представителей. БАГАЦ, зажав нос, разрешает их участие. Нечто подобное должно происходить теперь и по отношению и к блоку "Яадут ха-Тора" в целом или к одной из двух составляющих его партий в отдельности. Но скорее всего, нынешнее правительство ничего из вышеописанного делать не будет.