Дональд Трамп называет отечественную прессу "фейк ньюс", что она, честно говоря, в большой степени заслужила. Когда Трамп отмечал стодневный юбилей своей второй каденции, сообщили, что американские СМИ в 92% случаев освещали его деятельность в отрицательном свете и лишь в 7,8% - в положительном. Так было не всегда.
Я читаю американскую прессу уже лет 60, то есть с первого курса, когда с удивлением обнаружил, что военная кафедра гуманитарных факультетов МГУ зачем-то подписана на журнал "Ю. Эс. Ньюс энд Уорлд Репорт", а мой приятель Сергей Игнашев начал делиться со мной свежими номерами "Ньюсвика", который приносил ему московский корреспондент журнала Джей Аксельбанк.
Наша пресса всегда имела несколько левый крен, но очень долго изображала видимость объективности и нейтралитета. Лет десять назад, наконец, перестала.
"Многие из нас, выступавших в американской прессе десятилетиями, - пишет Джонатан Турли, профессор правоведения в университете Джорджа Вашингтона, - видят, что для нее сейчас настали зыбкие времена. Когда я начинал, невозможно было представить себе вред, причиненный прессе в последнее десятилетие. Самое ужасное - это то, что она почти целиком нанесла его себе сама".
Турли проиллюстрировал нынешнее состояние центровой прессы США, упомянув ежегодный банкет Ассоциации корреспондентов Белого дома, состоявшийся в конце апреля. "Мы - не оппозиция, - заверил в своем вступительном слове ее чернокожий президент Юджин Дэниелс, по совместительству работающий на ультралевом телеканале Эм-эс-эн-би-си. - Мы не враги народа!".
На сей раз присутствующих тешил не приглашенный комик, а сам Дэниелс, выступавший в белоснежном костюме. В феврале Ассоциация было пригласила профессиональную комедиантку Эмбер Раффин, но в марте передумала, услышав, что та назвала в подкасте администрацию Трампа "шайкой убийц".
В первый срок Трампа такие штучки, как правило, сходили комедиантам с рук, но с тех пор тиран наловчился стращать своих обидчиков, хотя никого пока, вопреки ожиданиям, не репрессировал. На следующий день после журналистской гулянки бесстрашная "Нью-Йорк таймс" вышла с заголовком "Дорожная карта беззаконного президентства Трампа".
Порча американских журналюг, пишет Турли, начинается на журфаках, или j-schools по-туземному. В этих кузницах кадров юных шакалов пера учат, что такие понятия, как нейтральность и объективность, теперь недействительны. В таких ликбезах, как Техасский университет, школярам внушают, что "пора забыть о нейтральности".
Тед Глассер, профессор журналистики в Стэнфорде, доказывает, что "журналистам нужно быть нескрываемыми и откровенными пропагандистами социальной справедливости, что трудно сделать, если вы стреножены оковами объективности". Объективности бой, как пьянству. Вот последний пример ее отсутствия.
Уже лет 20 я каждый день пробегаю агрегатор "Драдж репорт", который начался как консервативный ресурс, но потом резво качнулся влево и сейчас публикует сборную солянку из новостей, радующих прогрессивный лагерь. В пятницу сайт, в числе прочего, обрадовал его поклепом левацкого телеканала Эм-эс-эн-би-си на Кэша Пателя, которого Трамп назначил директором ФБР. Поклеп вылетел из уст бывшего замдиректора ФБР Фрэнка Фиглиуззи, давно работающего консультантом убогого Эм-эс-эн-би-си. В пятницу канал попросил Фиглиуззи оценить нынешнюю ситуацию в своей бывшей конторе. Тот не подвел и сообщил, что в ФБР царит хаос. Иного я от него не ожидал, считая его фантазером.
Но Фиглиуззи переборщил и заявил в прямом эфире, что, "как сообщают, (Пателя) видят в ночных клубах гораздо чаще, чем на седьмом этаже Гувер-билдинга", то есть вашингтонской штаб-квартиры ФБР.
Я не думаю, что у канала вдруг прорезались угрызения совести и, скорее, подозреваю, что он испугался пателевских адвокатов, но уже в понедельник утром в передаче "Утренний Джо" выступил один из ее ведущих, Джонатан Лемир, который публично отмежевался от утверждений Фиглиуззи и смехотворно охарактеризовал их как "оговорку", misstatement. "Мы не проверили этого утверждения", - признался Лемир. Естественно, не проверили, а поспешили отправить в эфир, потому что поклеп был неотразимо сочный.
Некоторые бывшие сотрудники ФБР, в том числе Фиглиуззи, резко критикуют Пателя, который взялся за реформы ФБР, в частности, сокращение штатов, всегда не особенно популярное (спросите у Маска). Но, несмотря на аракчеевский режим, насаждаемый изувером Пателем, число желающих поступить в ФБР резко возросло. То же самое происходит в вооруженных силах США, хотя там заправляет другой изувер, Пит Хегсет, который, говорят, точно поддает.
Продолжая рассказ о том, как скурвилась американская журналистика: редакторы наших СМИ скоро прониклись новыми веяниями, до этого отравившими журфаки, заявили: "Сбросим объективность с парохода современности!", или что-то в этом роде, и начали нанимать репортеров, пронизанных духом так называемой advocacy journalism, то есть пропагандистской или тенденциозной журналистики.
Читайте также
Американская пресса начала все больше напоминать советскую и отражать идеологию лишь одной партии - Демократической. Ури Берлинер, многолетний редактор Эн-пи-ар, Национального публичного радио, которое сейчас пытается дефинансировать Трамп, наконец взбунтовался против такой однопартийности и напечатал в прошлом году откровенное эссе с описанием процесса советизации Эн-пи-ар.
В частности, Берлинер (да, еврей) отметил, что в вашингтонском корпункте радио работали 87 журналистов-демократов и ни единого республиканца. На автора спустили всех собак, и он скоро подал в отставку.
Тенденциозность мейнстримной американской прессы было забавно наблюдать погромным летом 2020 года, когда телерепортеры вещали на фоне пожаров, но на голубом глазу уверяли зрителя, что беспорядки носят "в основном мирный характер". Либеральная пресса еще пуще покрыла себя позором, упорно не замечая усугубляющуюся деменцию президента Байдена.
В октябре 2021 года спортивная журналистка телекомпании Эн-би-си Келли Саваст брала в Алабаме интервью у автогонщика Брэндона Брауна. Когда зрители вдруг начали громогласно скандировать матерное ругательство в адрес Джо Байдена, Саваст не растерялась и как ни в чем не бывало перевела его в эфире как "Давай, Брэндон!". С тех пор Байдена ехидно называли Брэндоном, но он этого не знал.