Читайте также
Путин освободил его в День чекиста. Чекисты не любят омрачать свой праздник благородными делами. Путин даже напоследок помучил своего пленника и всех, кто переживал за его судьбу. Почему президент России предпринял этот неожиданный шаг? Может ли Ходорковский считать, что теперь худшее позади?
19 декабря Путин проводил большую пресс-конференцию, и, естественно, ему был задан вопрос о третьем деле Ходорковского. Президент России с каменным лицом ответил, что он не в курсе, так как расследованием занимаются правоохранительные органы. Тема была исчерпана. Но после завершения пресс-конференции Путин в фойе сообщил журналистам, что Ходорковский написал прошение о помиловании и потому его можно освободить. Как объяснил президент, десять лет, проведенные Ходорковским в заключении, - серьезное наказание, и к тому же его мать тяжело больна.
При путинской мании величия его не могут волновать приличия. Ну, сказал, что ему ничего неизвестно о ближайшем будущем Ходорковском, ну, через несколько минут объявил о его помиловании. Пусть на Западе трусливые демократишки морщатся - в России его поведение никто обсуждать не смеет! А уж он не упустит возможности даже напоследок попить кровушки своего пленника и его семьи! Ходорковского разбудили 20 декабря в два часа ночи и сообщили, что утром он будет освобожден. Этой датой подписан президентский указ о помиловании.
Путин воспитан учреждением, в котором садизм по отношению к политическому противнику был нормой. Все, кто осмеливается спорить с ним и критиковать его, становятся смертельными врагами президента навсегда.
Путин ничего не забывает и чудовищно мстителен. Он отправил в колонию девчонок, несколько секунд исполнявших в церкви сатирический ролик против него. Участие в опозиционных митингах он объявил уголовным преступлением, карающимся несколькими годами заключения. Почему же президент помиловал Михаила Ходорковского? Ведь тот был самым дерзким и опасным: обладал крупнейшим состоянием в России и посмел нарушить «конвенцию» о невмешательстве олигархов в политику.
Версия о жалости, о больной маме сразу отпадает. Путин был бы счастлив прислать Ходорковскому в колонию любые трагические вести.
Осуждение Западом правового произвола в России? Путин уже столько людей посадил и физически уничтожил, что поздно реагировать на протесты.
Настойчивые просьбы об освобождении Ходорковского, исходившие от Геншера и Меркель? Да если бы не свои соображения, не дрогнули бы горячее сердце и чистые руки. Путин очень любит доказывать западным лидерам, насколько он тверже, брутальней их.
Методом исключения приходится принять единственное объяснение неожиданного решения Путина: боязнь нанести ущерб Олимпийским играм в Сочи. В иерархии духовных ценностей президента России спорт занимает, возможно, первое место. Сочи - высший личный триумф Путина. Судьба зарвавшегося олигарха для него - пустяк по сравнению с такой задачей как посрамление Америки, Англии, Китая, которые даже на летние Олимпийские игры не тратили столько миллиардов, сколько он на праздник зимних видов спорта в субтропиках.
Но вот увидеть воочию потрясение мировых лидеров оказалось не так просто. Расправы Путина с политическими противниками, грубое давление на Украину, карательные меры против сексменьшинств, арест иностранных активистов «Гринпис» сделали реальной угрозу бойкота Олимпийских игр. Зарубежные спортсмены вряд ли откажутся от участия, но главы многих стран уже заявили, что не приедут в Сочи. Вот это Путина проняло! Что за торжество, если зрителями будут не сильные мира сего, а только собственная челядь! Объявленная Путиным амнистия, освобождение Ходорковского - судорожная попытка улучшить свой имидж. Но эти косметические меры репутацию режима не улучшат. Паломничества с Запада в Сочи не будет.
Нормальным жителям нормальных стран ясно, что когда президент может посадить за решетку и обобрать создателя самого надежного концерна в стране, а через десять лет лично помиловать его, то правосудием в этой стране не пахнет. Как ни странно, в Израиле, несмотря на военно-техническое сотрудничество России с нашими злейшими врагами, существует клуб страстных поклонников Путина. Они оправдывают все его действия, говорят, что американцы гораздо хуже, и любую критику хозяина Кремля называют русофобией. Эту пеструю публику составляют репатрианты, ностальгирующие по стране исхода, какие-то русскоязычные агитаторы, с подозрительной оголтелостью проповедующие идеи марксизма-ленинизма, а также политики и бизнесмены, ищущие своей выгоды в России.Ходорковский прекрасно понимает, из чьих рук вырвался, и потому в своих первых выступлениях после освобождения осторожно взвешивает каждое слово. Он «деликатно» предположил, что попытка пришить ему третий срок была инициативой силовиков - как будто хоть одно громкое политическое дело в России следователи осмелились бы возбудить без санкции свыше! «Всего» десять лет жизни, украденных у другого человека, не вызывают никакого шевеления в душе Путина. Только себя он хотел бы видеть вечным и для самовнушения демонстрирует подданным свой обнаженный мускулистый торс и гладкие от ботокса скулы.
Наивны те, кто надеется увидеть превращение Ходорковского в знамя сопротивления путинскому режиму. Он сразу сообщил, что не собирается заниматься ни политикой, ни бизнесом. Наверняка перед посадкой в самолет, вылетавший в Берлин, Ходорковский выслушал очень «убедительные» напутственные слова. Будучи человеком порядочным, он понимает, что его выпустили на волю, оставив в заложниках Лебедева, Пичугина и тысячи сотрудников разгромленного «Юкоса». С него самого обвинения не сняты! Третье дело не завели, но надо будет - откроют четвертое. Сам Ходорковский признался, что в Россию возвращаться опасно хотя бы из-за висящего на нем и Лебедеве долга в 17 миллиардов рублей.
Но и за границей Ходорковский ни на минуту не забудет освободившего его «гуманиста», который ни одного своего врага не прощает. Ему известна судьба Александра Литвиненко и Бориса Березовского. Он постарается не гулять в одиночестве - особенно по кромке тротуара, не пить чай за пределами своей квартиры и не держать в гардеробе длинных шарфов.