Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+25+16
Иерусалим
+25+15

Мнения

А
А

О новой войне на севере

Наш премьер пообещал защитить друзскую общину Сирии, и, если мы ее не защитим, исламисты сочтут, что наши угрозы ничего не стоят. Поэтому отступить мы не имеем права.

03.05.2025

Сообщения о новом масштабном призыве резервистов ясно говорят о том, что начавшаяся 7 октября 2023 года война продолжается и конца ей пока не видно. При этом у нас есть фронт не только на юге, в Газе, где война ведется во многих отношениях со связанными руками из-за того что террористы все еще удерживают наших заложников и из-за того что под ногами у нашей армии путаются сотни тысяч местных условно не причастных к боевым действиям арабов-мусульман, которых пока некуда девать, но и на севере, точнее на северо-востоке. Хизбалла разгромлена и Ливанского фронта как серьезной проблемы на данный момент нет, но вот с Сирией все, возможно, только начинается.

ЦАХАЛ удерживает некую буферную зону к востоку от Голанских высот, а наши политики громогласно заявляют о своей готовности защитить друзское меньшинство, проживающее в Сирии и подвергающееся, как и другие этноконфессиональные меньшинства, нападениям со стороны суннитских исламистов, захвативших Дамаск и большую часть страны.

Попробуем разобраться, где именно в Сирии сконцентрированы друзы и как их можно защитить. В СМИ появлялись сообщения, что ЦАХАЛ установил блокпосты на въездах в большое друзское село Хадер и не пропустит туда исламистов. В Хадер действительно не пропустит, потому что это село расположено в мухафазе (провинции) Кунейтра, на северном участке нашей границы с Сирией, в считанных километрах от этой границы. Исторически это село тесно связано с четырьмя друзскими селами, расположенными на Голанских высотах и находящимися под контролем Израиля с 1967 года - Маджаль-Шамсом, Масадой, Кинией и Букатой. Мы можем де факто присоединить Хадер к Израилю, и никто не сможет нам помешать. Проблема в том, что подавляющее большинство сирийских друзов живет не в мухафазе Кунейтра, а в мухафазе Ас-Сувейда, к югу от Дамаска, в десятках километров к востоку от нашей границы.

В Ас-Сувейде друзы составляют подавляющее большинство при заметном христианском меньшинстве и почти полном отсутствии мусульман, но между нами и Ас-Сувейдой, а также и между Кунейтрой и Ас-Сувейдой расположена мухафаза Дараа, населенная сотнями тысяч мусульман и являвшаяся одним из опорных пунктов исламистов во время Гражданской войны в Сирии (когда-то в Дараа было христианское меньшинство, но сохранилось ли оно до сих пор, кто его знает). Соответственно, чтобы иметь возможность установить блокпосты на границах Ас-Сувейды, как на въездах в Хадер, надо контролировать Дараа.

Пока серьезные столкновения друзов с исламистами происходили не в самой Ас-Сувейде, а непосредственно к югу от Дамаска, прежде всего, в городе Джарамана, где друзы являются меньшинством, а большинство составляют христиане, в том числе ассирийские беженцы из Ирака, и в Ашрафият-Сахная, где друзы составляют большинство. Однако можно не сомневаться, что, если Израиль не окажет сирийским друзам реальной помощи, исламисты почувствуют слабинку и введут свои войска в мухафазу Ас-Сувейда. А оказание реальной помощи может вылиться в реальную войну. Наш премьер пообещал защитить друзскую общину Сирии, и, если мы ее не защитим, исламисты сочтут, что наши угрозы ничего не стоят. Поэтому отступить мы не имеем права.

Мне могут возразить, что это не наше дело. Пускай сирийцы всех конфессий сами между собой разбираются. Скажут, что Нетаниягу заинтересован в том, чтобы война не кончалась. Это гарантирует ему сохранение власти. А я отвечу, что это уже не важно. Не важны мотивы Нетаниягу и не важно мое или еще какого-то израильтянина отношение к Нетаниягу. Мы все евреи и израильтяне. Извне на нас смотрят как на единое целое. "Коль Исраэль аревим зе ле-зе" - "Все евреи в ответе друг за друга. Если мы оставим сейчас на произвол исламистов сирийских друзов, мы все будем виноваты - и те, кто за Биби, и те, кто против Биби. Я не голосовал за Нетаниягу на последних выборах и не собираюсь голосовать за него на следующих. Но я поддерживал его на выборах 1999 года против Эхуда Барака. Барак тогда победил и вывел наши войска из зоны безопасности на юге Ливана, предав наших союзников - Армию Южного Ливана, которая сражалась плечом к плечу с ЦАХАЛом. В основном христиан-маронитов, но также некоторое количество ливанских друзов и шиитов.

Это предательство оправдывалось разговорами в том духе, что они, мол, не сионисты и преследуют свои собственные интересы. Ну и что? А у нас нет евреев - левых радикалов, которые братаются с нашими врагами, или ультраортодоксов, которые отрыто выступают против призыва в ЦАХАЛ, но пилят бюджеты в правительстве? Они что ли сионисты? Расплата за это предательство последовала практически незамедлительно в виде Второй интифады. Лично я воспринял ее как Божью кару, которую мы все заслужили.

Кто-то, в отличие от меня, не верит в Божьи кары или даже в Бога. Не суть важно. Враги заметили нашу слабость и нанесли удар. Те, кто помоложе, или те, кто не жил тогда в Израиле, не помнят, что из себя представляла Вторая интифада, но я хорошо помню. Мой старший сын был тогда на срочной службе десантником, а я сам был бойцом "китат коненут" в Кдумим, к западу от Шхема. Веселого было мало. А потом была Вторая Ливанская война.

Хотим мы или не хотим, вероятность того, что придется решать проблему мухафазы Дараа велика. Возможно, путем перемещения из нее мусульманского населения. На приложенной карте отмечены земельные участки, приобретенные в 80-е - 90-е гг. XIX года компанией ПИКА ("Палестинер йидише колонизацие-асоциацие", что на идише означает "Палестинская ассоциация еврейской колонизации"), создававшей в этом районе, в нынешней мухафазе Дараа, а в библейских текстах - Башан, еврейские поселения. В начале Первой Мировой войны османские власти изгнали еврейских поселенцев из Башана, а во второй половине 40-х годов власти ставшей независимой Сирии конфисковали еврейские земли Башана - 100 тысяч дунамов - безо всякой компенсации (наши власти на протяжении десятилетий не поднимали этого вопроса, как и вопроса о захваченном арабами имуществе евреев, покинувших арабские страны).

Иллюстрация автора

Читайте также

Я не к тому, что, переместив мусульман, надо аннексировать Дараа, как Голанские высоты (хотя с Голанскими высотами здорово получилось). В конце концов последний царь Иудеи Агриппа II, владевший Башаном, умер около 100 года н.э., почти 2 тысячи лет назад. Мы ждали долго, можем подождать еще немного. Но все же, помогая сирийским друзам, не стоит забывать и о наших правах - не исторических, а имущественных, с соответствующими юридическими документами на эти земельные участки. Недаром в Псалмах сказано, "Камень, которым пренебрегли строители, оказался краеугольным".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке