1. "Что вы хотите? Так еще Бен-Гурион постановил"
Оставим на минуту в стороне то обстоятельство, что Бен-Гурион не Моше Рабейну, и даже если мы все-таки сравним его с Моше, так ведь Моше принес с Синая народу Израиля Тору, а Бен-Гурион конституцию хоть и собирался, но так и не принял. Само по себе утверждение - попросту неверно.
В 1951 году Бен-Гурион по просьбе раввина Авраама Йешаягу Карелица (которого называют "Хазон Иш", то есть человек, обладающий даром провидеть) освободил от службы в армии 400 учеников ешив. Сделано это было, чтобы восстановить мир ешив, которому Катастрофа нанесла смертельный удар, так что такое решение легендарного первого премьер-министра Израиля однозначно носило временный характер. На десяток лет, максимум на поколение, но уж точно не на 74 года.
А теперь посмотрим на цифры. В 1951 году еврейское население Израиля, по данным Центрального Статистического Бюро, насчитывало 1.400.000 человек. По данным того же ЦСБ, по состоянию на 2024 год в Израиле проживали 7.250.000 евреев. Получаем простое уравнение, которое может решить любой школьник. Согласно формуле Бен-Гуриона, сегодня Государство Израиль должно было бы освобождать от призыва чуть более 2000 учеников ешив. На практике около ежегодно не являются в военкомат примерно 8000 восемнадцатилетних харедим, то есть весь набор данного года.
И еще: идея состояла в том, чтобы освободить от призыва самых способных, самых талантливых учеников ВСЕХ ешив, в том числе и "вязаных", а вовсе не в том, чтобы поголовно освобождать от призыва по секторальному признаку.
2. Еврейские общины на протяжении поколений поддерживали учащихся ешив и колелей (ешив для женатых учеников)
Ничего подобного. Общины Восточной Европы оказывали поддержку ученикам ешив в течение ограниченного периода времени. После свадьбы такого ученика кормил обычно тесть, но и он только в течение нескольких лет. На неограниченный срок общины предоставляли поддержку только "илуим", одаренным, чтобы вырастить раввинов и авторов галахических трудов. "Община изучающих Тору", в которой подавляющее большинство мужчин учатся в ешивах всю свою жизнь, - это извращение, родившееся в двадцатом веке по инициативе все того же литовского духовного лидера раввина Карелица (см. пункт 1) .Более того, община поддерживала своих собственных учеников ешивы, а вовсе не учеников из другой общины.
3. "Это принцип Звулуна и Иссахара". Харедим изучают Тору вместо светских и молятся за них
Когда Моше Гафни, который десятки лет возглавляет финансовую комиссии Кнессета, озвучивает свое видение: "Половина народа будет изучать Тору, а половина народа будет служить в армии (и работать)", он стремится навязать израильскому обществу соглашение, берущее начало в Мидраше Берешит Рабба, согласно которому "Звулун будет жить на берегу моря", будет обеспечивать средства к существованию, а Иссахар будет изучать Тору. Только вот эта классическая модель является добровольной, а не принудительной. А в нашей стране лидеры сектора ультраортодоксов навязывают эту установку другим секторам. Более того: в синагогах и ешивах харедим не молятся за Государство Израиль и солдат ЦАХАЛа. В финансируемой государством системе образования ультраортодоксов учат ненавидеть государство, презирать его символы. На прошлой неделе ученица школы гурских хасидов в Тель-Авиве подверглась наказанию за то, что осмелилась встать при звуках сирены в День Памяти жертв Катастрофы. Надо ли говорить, что министр просвещения сделал вид, что ничего не заметил? Хорош Иссахар, который ненавидит и всячески ругает Звулуна.
И еще: кому нужен харедимный Иссахар, когда есть " сектор, совмещающий изучение Торы со службой в Армии обороны Израиля и активным участием на рынке труда?
4. "Это важно для демографии. У харедим самый высокий уровень рождаемости и таким образом растет еврейское население".
Да неужели? Вы что же, хотите сказать, что ультраортодоксального мужчину следует содержать, как племенного быка, чтоб ни на пашню, ни в сражение, иначе не сможет делать детей?
5. "Почему именно харедим хотите забрить в армию? Вот ведь арабы тоже не служат".
Подождите, что там вы говорили пунктом про еврейскую демографию? Вы уж определитесь, дорогие друзья, ультраортодоксы к евреям относятся или они, как арабы, нееврейское меньшинство? И еще, вы что, действительно хотите раздать автоматы десяткам тысяч молодых мусульман?
6. "Харедим не могут вступить в армию, поскольку армия не позволит им сохранять свой образ жизни".
Подпункт 26 статьи 26 Закона о службе в Армии Обороны Израиля говорит следующее : Армия Обороны Израиля позаботится, чтобы призывник мог сохранить свой образ жизни. О чем идет речь? О возможности выполнять заповеди на личном уровне. Так, религиозный еврей может в ЦАХАЛЕ не брить бороду. Армия может обеспечить ультраортодоксального солдата едой с кашрутом БАДАЦа. Но армия не может и не должна воссоздавать для солдата привычную атмосферу , будь то социальные нормы гурских хасидов или обитателей дорогого района в Савьоне.
7. "Это не самая срочная проблема. Израиль сейчас находится в состоянии войны, мы решим эту проблему в более спокойные времена".
Да что вы говорите? Я эту песню помню с января 1988 года, когда сошла с трапа самолета в аэропорту Бен-Гурион. Потом я обнаружила, что говорили это и раньше. Это такая израильская национальная традиция - откладывать на потом решение спорных проблем. Вот и откладывали, пока Война Железных Мечей не прижала нас к стене, не оставляя выбора. Когда и решать проблему призыва десятков тысяч молодых мужчин, если не теперь, когда Армия Обороны Израиля отчаянно нуждается в солдатах?
8. "Проблему можно решить только если договариваться. Все попытки пойти напролом приводят только к тому, что харедим замыкаются в себе и сопротивляются. Надо договариваться с их раввинами"
Вот этого как раз и не надо. Это порочная идея - делегировать полномочия. Согласно этой модели, государство Израиль не имеет дела напрямую с призывником-ультраортодоксом, а общается с ним через лидеров общины, как если бы он был гражданином другой страны. ЦАХАЛ не будет сам призывать молодых мужчин-харедим, квоты будет устанавливать правительство, а руководство автономии ультраортодоксов будет решать, какие члены общины будут включены в квоту каждый год, как будто Израиль - это царская Россия или Австро-Венгерская империя.
Дело не только в том, что подход это - антисионистский. Любой подобный "диалог" априори обречен на провал и предназначен исключительно для того, чтобы тянуть время, поскольку общая цель ультраортодоксальных фракций - сохранить сложившуюся ситуацию и насильно удерживать молодежь в гетто, которое израильские правительства позволили создать. Конечно же, есть другой путь: нет необходимости силой вытаскивать дезертиров из их домов. Государство просто должно перекрыть кран и отменить финансирование антисионистских учебных заведений, выплату стипендий и предоставление льгот юношам, которые отказались служить. Не будет денег из казны - через несколько лет резко снизится число уклонистов.
9."Почему именно теперь? Эту проблему раздули нарочно, чтобы свергнуть правительство".
В нескольких словах: принцип "торато омануто", позволяющий молодым харедим не призываться в армию, был законодательно закреплен в 1958 году. В 1975 году БАГАЦ ограничил квоту до 800 человек в год. Поворот произошел из-за переворота: приход Бегина к власти в 1977 году положил конец многолетней неоспоримой власти партии МАПАЙ и обеспечил харедим новый статус: они теперь могли склонить чашу весов в постоянном соперничестве между "Ликудом" и "Аводой". Бегин сформировал коалицию, которая опиралась на "Агудат Исраэль" и с тех пор каждый премьер, Шамир ли, Рабин, или Нетаниягу, давал взятки ультраортодоксальным фракциям в обмен на власть. Если только лидеры двух ведущих партий не создавали правительства национального единства, как это сделали Шамир и Перес в 1984 и 1988 годах.
В 1998 году БАГАЦ постановил, что принцип "торато омануто" противоречит закону. Политики, само собой, тут же создали очередную комиссию - комиссию Таля. В 2002 году Кнессет принял законопроект в соответствии с ее рекомендациями. Закон Таля представлял собой очередную попытку тянуть время. Городская легенда гласит, что закон побудил молодых харедим выйти на рынок труда, но это отнюдь не так: их побудил к этому министр финансов Биньямин Нетаниягу, который в 2003 году урезал пособия на детей.
В 2012 году БАГАЦ принял апелляции против закона. Религиозный судья Эльяким Рубинштейн, процитировал знаменитую фразу из Торы: "И сказал Моше сынам Гадовым и сынам Реувеновым: братья ваши пойдут на войну, а вы останетесь здесь?". Закон Таля был отменен.
С тех пор правительства Нетаниягу принимало временные законопроекты, заплата на заплате, лишь бы уберечь молодых ультраортодоксов от призыва. Но бесконечно заплаты ставить нельзя . Летом 2024 года от обилия заплат расползлась ткань: нельзя больше тянуть время и принимать временные законы. БАГАЦ принял апелляции по вопросу непризыва харедим и постановил, что Кнессет должен принять постоянный закон.
Почему решение БАГАЦа по вопросу, представляющему собой серьезную политическую проблему, было принято именно в каденцию Нетаниягу? Давайте подумаем. Может, потому, что с 2009 года все правительства, за исключением периода в год и несколько месяцев, были правительствами Нетаниягу? И если бы такое же решение было принято в 2018, 2015 или 2011 году, стали бы сторонники Нетаниягу и тогда утверждать, что это такой заговор против премьера?
Но да, в Израиле что-то изменилось . Если бы не война, израильское общество, возможно, позволило бы политической системе и дальше откладывать и тянуть время. Но теперь не только сторонники оппозиции, но и многие сторонники коалиции не хотят больше мириться с абсурдной ситуацией, когда армия снова и снова призывает резервистов и продлевает регулярную службу, в то время как молодые мужчины из ультраортодоксального сектора продолжают уклоняться, а государство им за это еще и платит. У израильтян, наконец-то, открылись глаза.
Читайте также
10. "И Либерман, и Лапид, и Ганц/Айзенкот, и вернувшийся в политику Беннет, продолжат делать то же самое: поддерживать непризыв харедим и финансировать десятки тысяч неработающих учеников колелей в обмен на власть".
Нет, это не так. Откуда я знаю? Очень просто : после политического кризиса 2019 года, когда Нетаниягу создал блок "Ликуд-харедим-ХАРДАЛь", фракции ультраортодоксов утратили многолетний статус, позволявший им склонять по своему усмотрению чашу политических весов. Граница между двумя политическими лагерями когда-то проходила по "зеленой линии", сегодня она проходит по линии черной. Противостояние на предстоящих выборах, если они состоятся, - это не противостояние Нетаниягу и Яира Голана, а противостояние "Ликуда" и Бен Гвира Либерману и Беннету. Спор не о территориях, спор об устройстве государства. Спор между теократией и демократией. И здесь харедим уже не могут торговаться и переходить из лагеря в лагерь, ведь проблема-то именно в них.
Ах, да. Существовал и еще один миф, согласно которому Израилю нужна "маленькая и умная армия", так что не нужно призывать харедим. Пока не пришел Яхье Синуар, гореть ему вечно в адском пламени, и этот миф не разрушил.
Источник: Маарив
Перевод автора