В Израиле 2025 года некому защитить измученное общество, добиваясь для него светлого будущего. Исключением являются интересы узких групп, которые находятся под защитой. Но правительству не о чем беспокоиться: никто не выходит на улицы и не разжигает костры из-за экономических трудностей; лишь немногие делают это во благо похищенных и демократии. И есть те, кто пользуется унынием в обществе: в понедельник в течение трех часов пять компаний по производству продуктов питания и потребительских товаров объявили о повышении цен.
Вполне вероятно, что в ближайшие недели мы увидим, как все больше и больше компаний по производству продуктов питания и напитков также повышают цены, присоединившись к "Тнуве", "Дипломату" и другим компаниям, которые анонсировали рост цен еще на прошлой неделе.
И на этот раз именно государство дало продовольственным компаниям зеленый свет. На прошлой неделе оно объявило о подорожании поднадзорной молочной продукции на 1,4%. Было ясно, что объявление молочными заводами аналогичного повышения цен на неконтролируемую молочную продукцию было лишь вопросом времени.
С того момента, как "Тнува" - крупнейшая молочная компания, которая также является крупнейшей группой по производству продуктов питания- объявила о повышении цен, песчинки в песочных часах начали сыпаться. Можно себе представить, какие встречи проходили в роскошных переговорных комнатах компаний, как они готовили запланированные темпы увеличения сумм на ценниках и письмо с подробным объяснением его причин, и ждали момента, когда "Тнува" сделает этот шаг.
К счастью для крупных продовольственных групп, большая концентрация на израильском продовольственном рынке позволяет им каждый раз повышать цены на разные продукты из разных категорий и утверждать, что это продукты, которые не дорожали уже долгое время.
Компания Unilever, например, объявила о резком и заоблачном повышении цен на 8-9% на хлопья для завтрака, горчицу и майонез. В январе этого года Unilever подняла цены на шоколадные изделия. В июне 2024 года Unilever подняла цены на мороженое и шоколад.
Для компании "Штраус", которая объявила в понедельник о повышении цен на неконтролируемые молочные продукты, это четвертое повышение цен за год с небольшим. В январе этого года "Штраус" повысила цены на некоторые виды кофе и шоколадные изделия, в мае 2024 года - на молочные продукты, а в январе 2024 года - на шоколад, кофе, вафли и картофельные чипсы в размере до 25%.
Также "Центральная компания" по производству напитков (Coca Cola Israel), которая в понедельник объявила, что поднимет цены на ряд напитков, подняла цены ровно год назад. Уже можно начинать считать минуты до того, как остальные производители напитков присоединятся к торжеству. Пока они задерживаются. Вероятно, из-за того, что неприятно было объявлять о повышении цен накануне Дня памяти и Дня независимости.
Вот как бывает, когда правительство не волнует кричащая стоимость жизни: госбюджет был принят без учета мер по решению проблемы дороговизны жизни. Комиссия Славина, созданная в 2023 году для решения проблемы дороговизны жизни, недавно была распущена после того, как столкнулась с отсутствием сотрудничества со стороны министерств.
С того момента, как правительство бросило израильтян на произвол судьбы, им осталось самим заботиться о себе. Во многих странах скачок стоимости жизни вызывает смену правительства и резкий протест - израильтяне тем временем продолжают наполнять кофейни и тележки супермаркетов.
Некоторые лидеры теряли власть за меньшее
В США инфляция привела к поражению Демократической партии на выборах и победе Дональда Трампа. Высокая стоимость жизни в США в период 2021-2023 годов стала тем ударом, который уничтожил шансы Джо Байдена, а за ним и Камалы Харрис, победить на выборах в ноябре 2024 года. В последнее пятидесятилетие наблюдается довольно четкая корреляция между усилением инфляции и сменой правительства в США.
События включают победу Джимми Картера после всплеска инфляции в первой половине 1970-х годов, за которой последовало его поражение от Рональда Рейгана после еще более сильного инфляционного всплеска. Билл Клинтон вытеснил республиканцев из Белого дома после того, как инфляция вернулась и выросла во времена Джорджа Буша-старшего, и даже избрание Барака Обамы произошло после того, как за два срока Джорджа Буша-младшего инфляция выросла с 1,5% до 3,8%.
Стоимость жизни является важным электоральным фактором в США, хотя это одна из самых богатых экономик мира. Цена на бензин для автомобилей считается убийцей королей: когда американцы платят больше на заправочных станциях, президенты оказываются под давлением. Байден приказал использовать нефть из стратегических резервов США, когда цена на газ превысила 5 долларов за галлон, что является историческим номинальным рекордом.
Этот шаг позволил смягчить рост цен, и через несколько месяцев цена упала до 3 долларов за галлон. При Байдене Конгресс принял Закон о снижении инфляции.
Эти шаги не помогли спасти демократов от поражения. Как и тот факт, что дороговизна жизни начала расти уже во время первого срока Трампа из-за пошлин для Китая и огромных пакетов стимулов, которые он утвердил во время пандемии коронавируса. Согласно индексу потребительских цен, в конце срока Байдена американцы платили в среднем на 21% больше за свою корзину покупок. Для сравнения, за первый срок Трампа индекс вырос на 8%.
Массовые протесты прошли в Европе в 2022 году после резкого роста стоимости жизни, хотя причиной повышения цен стал внешний шок: вторжение России в Украину, из-за которого подорожали энергоносители и продукты питания. В этот период была ясно видна смена правительства на выборах и дестабилизация действующих правительств: в Британии лейбористы сменили консерваторов после 14 лет у власти; во Франции правительство несколько раз распускалось.
В более бедных странах, где цены на хлеб, бензин и основные продукты гораздо более критичны и могут формировать разницу между комфортной жизнью и тяжелыми лишениями и даже голодом, можно увидеть еще более жесткие примеры ответной реакции на стоимость жизни.
Читайте также
В Индии, Малави и Египте толпы людей выходят на улицы в знак протеста против стоимости жизни, устраивая демонстрации, которые иногда перерастают в насилие. Во Франции и балканских странах объявлен потребительский бойкот торговых сетей. Ответственность в этом вопросе берут на себя даже сами сети: во Франции Carrefour прекратила продажу продукции PepsiCo в январе 2024 года из-за необоснованных, по ее словам, цен.
Правительства и политики всего мира рассматривают цены как своего рода термометр настроения общества и поэтому чувствительны к ним. Иногда они принимают популистские меры, как Эрдоган, который пытался обуздать инфляцию, запретив введение обменного курса к лире, и сменял управляющих центробанка, чтобы заставить их подчиняться его воле.
Израилю, к сожалению, выпало правительство, которое работает для очень узких слоев общества. В его цели не входит снижение дороговизны и повышение уровня жизни. В прошлом ее почти вечный премьер-министр Биньямин Нетаниягу знал, что цены - очень важная вещь. Ему удалось положить конец протесту коттеджа и палаток в 2011 году, когда он сделал решительный шаг и вернул Гилада Шалита в рамках крупной сделки по освобождению заключенных.
Сегодня он действует как человек, который знает, что является вождем стада овец: он не только не беспокоится о том, что стоимость жизни приведет к свержению его правительства, но даже не настолько беспокоится о жизнях похищенных, чтобы действовать ради их освобождения.