В ноябре 2023 года террористы приказали заложнику Алексею Лобанову принять душ и переодеться. 32-летний Алекс Лобанов был барменом на фестивале Nova. Он не соответствовал критериям первой сделки, в рамках которой освобождали женщин и детей, но ХАМАС планировал освободить его, как освободил Андрея Козлова, в знак уважения к политическому патрону организации, Владимиру Путину: у Лобанова был российский паспорт.
На 11-й день сделки ХАМАС нарушил соглашение. Израильское правительство могло бы настоять на продолжении освобождения заложников в обмен на дополнительные дни прекращения огня. Именно так поступил Нетаниягу в минувшем январе, когда ХАМАС начал нарушать условия сделки: надавил и сделка продолжилась. Однако в ноябре 2023 года в Белом Доме не было президента, который мог бы надавить на Нетаниягу, в то время как в его собственном доме на него давил Бецалель Смотрич.
Смотрич изначально выступал против сделки, потом поддался на уговоры и соизволил проголосовать "за", но при условии, что сделка продолжаться будет только десять дней, а любое ее дальнейшее продление вступит в силу только с одобрения кабинета министров. На одиннадцатый день Смотрич воспользовался нарушениями со стороны ХАМАСа и немедленно заблокировал продолжение сделки. Алексея Лобанова террористы вернули в бетонный подземный ад. Несколько месяцев спустя, первого марта, жена Алекса, Михаль, родила их второго сына. Тем временем партия Смотрича начала резко падать в опросах. Смотрич пришел к выводу, что избиратели наказывают его за поддержку сделки по заложникам на втором месяце войны, и поспешил ужесточить свою позицию.
В апреле 2024-го Нетаниягу опубликовал условия еще одной сделки по освобождению заложников, но отказался от своего же предложения из-за угроз Смотрича (и Бен-Гвира тоже) развалить коалицию. В августе 2024 года Алекс Лобанова вместе с пятью другими заложниками расстреляли террористы.
Хоронили Алекса в Ашкелоне. За гробом шел министр, без свиты, без помощников. Нет, не министр финансов Бецалель Смотрич. Министр внутренних дел Моше Арбель. Нет, Моше Арбель пришел не в качестве официального представителя правительства. Моше Арбель на похороны пришел как частное лицо, чтобы поддержать семью и отдать последний долг соотечественнику, гражданину своей страны, убитому в плену. Как я узнала, что он был на похоронах? Мне рассказала френдесса по Фейсбуку, жительница Ашкелона, она просто узнала среди участников похоронной процессии министра внутренних дел.
Как вы и сами догадываетесь, утешить семью во время траурной недели Смотрич тоже не явился. Не явился он не только к родным Алекса Лобанова. Министр, утверждающий, что представляет сектор вязаных кип, не пришел утешить и родных Хирша Хершберг-Полина, убитого вместе с Алексом, а ведь семья Хершберг-Полин относится к "вязаному" сектору.
Дела давно забытых дней
Какой спектакль устроил Смотрич на заседании кабинета министров в минувший вторник, топая ножкой на начгенштаба, вы и сами знаете. Не в первый раз министр финансов ведет себя как избалованный, наглый, необузданный и попросту глупый ребенок. Поговорим о прошлом. Спустя девять дней после резни 7.10 Смотрич, дрожа от страха, бормотал в интервью: "Мы допустили провал, я беру на себя ответственность за то, что было и что будет". Сегодня он от всякой ответственности отмежевывается. Но не помешает вспомнить и о приоритетах Смотрича, которые четко проявились задолго до нынешней войны.
Так, несколько лет назад Смотрич неоднократно призывал юношей национально-религиозного сектора отстрочить призыв в армию. Почему же Смотрич призывал молодежь "вязаного" сектора отсрочить призыв, другими словами, уклониться от службы, хотя бы на время? Из-за солдаток. Из-за хора солдаток, ставшего интегральной и неотъемлемой частью традиций Армии Обороны Израиля, из-за любимого и привычного для всех нас символа.
И есть еще одна деталь, которая мало кому известна. Помните апрель 2019 года, выборы, послужившие началом политического водоворота? Список под названием "Союз правых партий" во главе с раввином Рафи Перецем получил на этих выборах шесть мест, Смотрич занял второе место. Бен Гвир после долгих получил восьмое и в Кнессет не прошел. Рафи Перец был на положении британской королевы, в действительности всем заправлял Смотрич, так вот: требование, которое он выдвинул на коалиционных переговорах, касалось... нет, не суверенитета в Иудее и Самарии. Смотрич потребовал внести в закон поправку, которая позволила бы ввести гендерное разделение на церемониях, финансируемых государством, например, на церемониях Дня памяти во дворцах культуры.
Уже тогда было понятно, что партия Смотрича в вопросах религии и общества полностью принимает установки харедим. Не случайно министр финансов, отделываясь невнятными заявлениями о необходимости служить в армии всем-всем-всем, на практике изыскивает всевозможные способы перевести сотни миллионов шекелей в обход закона ешивам, школам и организациям уклонистов-харедим.
Читайте также
Продиктуйте свой приговор
Программа, озвученная Бецалелем Смотричем, не включает освобождения заложников. Полный контроль над сектором Газа, израильская военная администрация (ну и что, если начальник Генштаба объясняет, что для реализации этой программы не хватает солдат, кто он вообще такой?), трансфер газаватов, строительство еврейских городов и поселений — это план, как минимум, на пятилетку. Заложники подождут. А если похитители не позволят им ждать все эти годы, пока Израиль будет осуществлять программу Смотрича, ну так тогда мы отомстим за смерть заложников. Председатель партии, которая в большинстве опросов общественного мнения не преодолевает избирательного барьера, продиктовал премьер-министру приговор 24 заложникам, которым удалось продержаться до сих пор. Нетаниягу подчинился и приговор подписал.
Согласно публикациям в СМИ, в плену в Газе были убиты 50 заложников. Возможно, не всех можно было освободить по сделке, некоторых убили почти сразу. Но большинство- можно было.
У каждого человека есть имя. Отмечая День Памяти жертв Катастрофы, мы не цифры упоминаем, как бы ужасны они ни были. Мы вспоминаем истории жертв. Поэтому вместо того, чтобы рассказывать о спектакле, устроенном Смотричем на заседании кабинета министров, вместо того, чтобы приводить цифры, я решила рассказать вам историю Алекса Лобанова, жителя Ашкелона, его вдовы Михаль и двух его маленьких сыновей, трехлетнего Тома и его крохотного братика, родившегося уже после того, как его отца похитили и утащили в Газу. Историю заложника, которому подписал приговор министр Бецалель Смотрич.
Источник: Маарив