Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+29+25
Иерусалим
+30+19

Мнения

А
А

Остановить войну: маловероятно, что ХАМАС сможет восстановиться

Пришло время вернуть солдат домой, прекратить войну в Газе и вернуть заложников. Есть 4 причины не бояться, что ХАМАС все еще стоит на ногах.

Гиора Айленд
03.07.2025
Источник:Детали
Израильский танк в секторе Газа. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

Уже как минимум полгода всем ясно, что у Израиля есть два основных варианта: первый - согласиться на завершение войны в обмен на возвращение всех заложников. Второй - продолжать боевые действия до "окончательной победы". Явное предпочтение израильского правительства - второй вариант.

Поддерживает его в реализации этой стратегии Стив Уиткофф, который по израильскому настоянию выдвинул на переговорах предложение частичного соглашения. ХАМАСу сложно (и с его точки зрения - справедливо) принять это предложение, и это дает израильскому правительству возможность прикидываться и снова и снова заявлять: "Мы согласились на предложение Уиткоффа, это ХАМАС отказывается".

Интерес Израиля ясен: завершить войну как можно скорее, если в обмен можно вернуть всех заложников. Существует две группы аргументов, почему это правильный шаг. Первая - связана с ценой, которую мы платим за продолжение войны. Вторая - опровергает утверждение, что если завершить войну без окончательной и решающей победы, то ХАМАС быстро восстановится и вскоре вновь приведет к "очередному 7 октября".

Существует семь издержек, которые Израиль несет из-за продолжения войны в ее нынешнем формате:

1. Погибшие. Операция "Колесницы Гидеона" началась около двух месяцев назад, и главной ее целью, по словам начальника Генштаба, было освобождение заложников. За это время погибли 20 солдат - число, равное количеству живых заложников, которых мы, предположительно, должны были освободить. Пока сохраняется высокая интенсивность столкновений между бойцами ЦАХАЛа и населением Газы, потери будут продолжаться. Это характерная черта войн XXI века.
2. Состояние заложников. Время ставит под угрозу жизни оставшихся в живых заложников. Даже если их всех в итоге освободят, с каждым днем плена их физическое и психологическое состояние ухудшается. Кроме того, с каждым днем уменьшаются шансы найти тела 30 погибших.
3. Истощение армии. Речь идет не только о резервистах, но и о регулярных частях. Уже почти два года регулярные подразделения практически не проходят тренировок, боевые курсы были сокращены и ослаблены, износ техники высок. Армии необходима значительная пауза для восстановления боеспособности.
4. Экономическая цена. Один день службы резервиста обходится экономике в среднем в 1500 шекелей. Умножив это на количество резервистов, мобилизованных из-за продолжающейся войны в Газе, получаем миллиарды - и это без учета расходов на боеприпасы, логистику, моторесурсы и т. д.
5. Управленческое внимание. Перед Генштабом стоят колоссальные вызовы. Чем больше фронтов удастся "закрыть", тем выше будет качество принимаемых решений.
6. Раскол в обществе. По меньшей мере половина общества не может - и справедливо - смириться с тем, что заложники остаются в Газе столь долго. Успешное завершение этой истории - необходимое условие для заживления ран израильского общества.
7. Имиджевые потери на международной арене. Израиль платит высокую цену на внешнеполитическом поле за то, что воспринимается - справедливо или нет - как бессмысленная война возмездия против мирного населения Газы.

Те, кто выступает против завершения войны, выдвигают аргументы, которые на первый взгляд кажутся логичными. Согласно этим доводам, прекращение войны до окончательного разгрома ХАМАСа может иметь два опасных последствия. Первое: ХАМАС может восстановиться, вновь набрать силу и снова начать угрожать жителям западного Негева. Второе: Израиль может выглядеть слабым, если после почти двух лет войны ХАМАС так и не будет уничтожен.

На эти доводы, на мой взгляд, есть четыре весомых ответа.

Во‑первых, после того как "Хизбалла" была серьезно ослаблена и после успешной операции "Народ как лев", можно сказать, что Израилю удалось восстановить свой статус и укрепить фактор сдерживания.

Во‑вторых, война в Газе бессмысленна. Пока солдаты ЦАХАЛа находятся внутри сектора, всегда будут сотни боевиков ХАМАСа, которые попытаются - и порой смогут - совершать нападения. Погоня за "полной победой" напоминает бег за горизонтом: чем дальше бежишь, тем дальше он отдаляется.

Читайте также

В‑третьих, весьма вероятно, что ХАМАС не сможет восстановить свою мощь. То, что позволило ему за 15 лет построить в Газе военную крепость с разветвленной сетью тоннелей, - это деньги. Много денег. Часть из них - это 360 миллионов долларов в год, которые Израиль разрешал Катару передавать ХАМАСу. Основная же часть - это колоссальные суммы из Ирана, Катара, исламских фондов в Европе, турецкого бизнеса и финансовых структур в Германии. У Израиля есть все возможности перекрыть эти финансовые потоки. Без денег и в условиях полной разрушенности инфраструктуры Газы ХАМАСу будет крайне трудно восстановить даже малую часть своего потенциала от 7 октября.

В‑четвертых, "день после" в Газе может и должен строиться на египетской инициативе. Президент Египта прямо предложил, чтобы восстановление Газы было реализовано арабскими странами под руководством Каира. Все, что от нас требуется - настаивать, чтобы восстановление шло рука об руку с демилитаризацией. Поддерживаемое США соглашение с Египтом, Иорданией, Саудовской Аравией и ОАЭ - вполне достижимо.

В заключение: нам стоит сделать то, что следовало сделать еще до начала операции "Колесницы Гидеона" - отказаться от привязанности к плану Уиткоффа, который лишь затягивает время, и согласиться на завершение войны в Газе.

Источник: Walla

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке