Я думаю, все уже слышали, что суд в Париже признал Марин Ле Пен виновной в расхищении фондов и приговорил ее к условному сроку, а заодно лишил права баллотироваться на следующие выборы, в которых она вела по всем опросам, причем со значительным отрывом.
Пара интересных параллельных фактов. Во Франции принято ждать заключения процесса, то есть апелляций. Решение суда о немедленном запрете баллотироваться довольно беспрецедентно. Даже весьма левый "Политико" назвал это решение "необычно агрессивным".
Одновременно, вот буквально неделю назад, Конституционный Совет Франции постановил, что "политики могут быть немедленно отстранены от должности, если они признаны виновными в совершении преступления". Это решение, уверяют они, ну никак не связано с делом Ле Пен. Просто вот так случайно получилось.
Когда они пришли за Джорджеску, мы молчали, потому что мы не румыны. Про Нетаниягу и Трампа даже говорить нечего. Но тут вдруг весь мир прокашлялся и заявил "же суи француз". Кто только не высказал озабоченность, от Москвы до самых до окраин Италии с залетом в Вашингтон. Вдруг - внезапно - политикам стало не по себе. А вдруг завтра они придут за тобой?
Кто сказал "будь честным и не придут", тот дурак.
В большой политике ВСЕГДА была, есть и будет какая-то доля коррупции и какие-то растраты. Вокруг крутятся миллионы, а то и миллиарды, создается и исчезает куча рабочих мест, постоянно заключается много сделок и договоров, работает армия бюрократов и адвокатов, все все время меняется, выдаются средства на то и се, а потом на другое, и это на фоне тысяч законов и регуляций, в разных юрисдикциях. Капитан Очевидность просил также отметить, что святые люди редко идут в политику у еще реже добираются до ее вершин. Покажите мне абсолютно честного политика и я покажу вам девственную проститутку. Это другой skill set. И/или им может быть не до того: если твой менеджер или адвокат что-то напутал или намухлевал, пойди докажи, что ты ни при чем - особенно если этого адвоката или менеджера припугнули сроком или купили, и он теперь говорит, что ты все знал и на все лично дал добро.
Главное, зацепиться за что-то ЛЕГАЛЬНО. Например, если сын Президента, ничем в жизни кроме наркомании не отличившийся, вдруг получает позицию в китайской (!) компании на 50 тысяч долларов в месяц (!) без необходимости делать какую-либо работу, то это… легально. Президенту при этом не приходит в голову сказать, сынок, ты хоть представляешь, как это выглядит? Я глава свободного мира, можно сказать, я не могу себе такое позволить, это скандал. Более того, это позор. Нет, не сказал. И все нормальные люди понимают, что с этикой и элементарной порядочностью там полный швах, но что ты будешь делать, если он не нарушил никаких законов?
Трамп, Нетаниягу или Ле Пен, с другой стороны… вот тут у нас в пятом параграфе на сто восьмой странице прописано, что так было нельзя. И даже если простой человек в этих вроде-нарушениях без поллитры не разберется, мы можем их засудить и даже выиграть. Легально. Можем. Никто не спорит.
Проблема только в том, что то, к чему или к кому сегодня придерется или не придерется закон, тоже меняется - сегодня могут спустить на тормозах ужас-ужас, а завтра засудят за несколько неправильно или не туда списанных тысяч, от которых сам подсудимый никакую выгоду не получил или получил сравнительную фигню. Все зависит от того, кто у власти, кто прокурор, кому что выгодно.
Что приводит нас к очевидному вопросу: а судьи кто? Я думаю, не у меня одной складывается впечатление, глядя на движуху в судах Америки и Европы (и Израиля), что идет война народная, по всему миру. И многим может показаться, что это отрыжки борьбы левых с правыми. Но это не так, или не совсем так, хотя бы потому, что границы между левыми и правыми проходят в разных точках и даже плоскостях в разных частях света. Да, есть обще-лево-правая тенденция, но она не основная.
Главный источник конфликта - война между популистами и сложившейся в послевоенные годы правительственно-бюрократической элитой, которая почему-то считает себя (в отличие от популистов) либеральной, хотя до классического либерализма там как до Марса. Они хотят сохранить статус-кво. Они уверены, что они лучше, правильнее и таки-да-либеральнее. А популисты им мешают и нарушают так уютно сложившееся мироустройство.
Определение популизма (вот прям первое, что вылезает в Гугле): "Популизм это политический подход, направленный на то, чтобы привлечь простых людей, которые чувствуют, что их проблемы игнорируются устоявшимися элитными группами."
Мне в этом определении не очень нравится слово "чувствуют". Такой вот народ неумный, вечно чувствует что-то не то. Мы-то знаем как надо. А они, понимаешь, голосуют. И голосуют, борзяки такие, все время НЕПРАВИЛЬНО.
Неправильно выбранные - или потенциально выбранные - популисты опасны для мироустройства, которое тут уже лет 70-80, поэтому другого никто не помнит - значит вечного. В Вашингтон Пост (в рубрике "Мнения", которое, пугали тут меня, подмял под себя Безос) так и написали про Ле Пен: The standard-bearer of France's far right, disgraced but dangerous. (Знаменосец крайне правых сил Франции, опозоренный, но опасный.)
Читайте также
Опозоренные они теперь все. У нас уже кажется не осталось популярного политика-популиста, которые все как один КРАЙНЕ правые, потому что так сказали, против которого не нашли что-то в пятом параграфе сто восьмой страницы. До чего же нечестная, коррумпированная и преступная группа, клейма же негде ставить. В отличие от "либералов". А народ почему-то голосует и голосует, невзирая на. Ну чувствует он так, ну что поделаешь. Поэтому и второй эпитет - опасный. Опасность совершенно реальная - как выиграют, так мало не покажется.
Осталась одна надежда, последний оплот - о боже, нет, не либерализма, не надо себя обманывать - существующего порядка, привычного элитам. И это суды. Последний и решительный бой перешел туда, поскольку на баррикады демократических выборов надежды никакой. А уж суды, учитывая все написанное выше, всегда что-нибудь найдут. И даже могут выиграть, потому что буква закона она такая буква, если ее читать.
Не поймите меня неправильно, независимые суды - один из оплотов демократии. И если мы хотим остаться демократиями, все вовлеченные страны, мы должны этот процесс честно пройти и действовать в рамках существующих законов или (легитимно) писать новые. Где-то выиграем, где-то проиграем. Важно понимать, что происходит. И что на кону. Бороться можно и нужно, но только в рамках закона.
А тем, кто радуется, когда "опасных" политиков останавливают не выборщики, а суд, я могу сказать вот что. Народ не дурак и не фраер. Посмотрите, куда вас привели все эти (четыре?) суда над Трампом. Народ, знаете ли, ЧУВСТВУЕТ. И в данный момент он чувствует, что его проблемы "игнорируются устоявшимися элитными группами". Более того, когда его волеизъявление через выборы пытаются задушить крючкотворством, народ негодует и даже иногда мстит. Была бы я гражданка Франции, голосовала бы в следующий раз за партию Ле Пен, при чем за любого ее представителя. Потому что нефиг.