Однако это также свидетельствует о быстром осознании США провала доктрины "быстрых сделок", которую продвигал Трамп. Окажет ли это долговременное влияние на Израиль?
Современный западный мир в большинстве своем придерживается убеждения, что человечество способно изменить свою физическую и социальную среду, вплоть до трансформации самой человеческой природы. Великие технологические революции XX века, кульминацией которых стала революция искусственного интеллекта, лишь укрепили эту западную установку.
Считается, что с помощью технологий можно манипулировать поведением людей, создавая прогрессивный мир, основанный на демократии, мире и процветании. В такой системе экономическое благополучие и почти бесконечный комфорт должны были притупить влияние национальных и религиозных чувств.
Однако реальность сильнее теории. Историки установили, что за последние тысячи лет, начиная с каменного века, в мире было всего несколько сотен лет без войн.
В современном мире до сегодняшнего дня принято объяснять причины вооруженных конфликтов различными временными и ситуативными факторами: аристократия, классовая борьба, империализм, международные альянсы, религия как радикализирующий фактор и так далее.
Однако лучшие исследователи войны пришли к выводу, что основной и самый значимый источник войн остается, к сожалению, неизменным. Он проистекает из глубин старой, изношенной человеческой традиционности, которая не имеет ничего общего с прогрессом. Этот источник — борьба за власть.
7 октября 2023 года Израиль на собственной шкуре осознал последствия западного рационального мышления. Однако на самом Западе, по крайней мере до эпохи Трампа, ничего нового не происходило.
Продолжало доминировать представление о том, что единственное, что осталось сделать — это "лучше объяснить" радикалам Ближнего Востока, что для них же самих будет правильно и выгодно.
Какое же разочарование испытали в Вашингтоне, когда даже арабские страны-союзники США, зависимые от американской поддержки, решительно отвергли "план для Газы", какой бы ни была цена отказа.
Трамп начал с утопичных идей, не имеющих никаких шансов на реализацию, таких как план по выселению жителей Газы за границу, и закончил сепаратными переговорами за спиной Израиля с самим дьяволом - ХАМАСом.
Чтобы не было недоразумений, я скажу прямо: у меня нет принципиальных возражений против прямых переговоров даже с ХАМАСом, хуситами и "Хизбаллой", если это действительно необходимо. Однако, как выясняется, даже миллиардер уровня Трампа еще не усвоил то, что люди, выросшие в узких переулках палестинских лагерей беженцев или на рынках Персии, давно приняли как элементарную истину.
Атака на хуситов свидетельствует о переломном моменте в Вашингтоне и о том, что Трамп начинает осознавать, что не существует "быстрых решений" для сложных проблем.
От декларируемой политики изоляционизма на Ближнем Востоке США перешли к военной кампании в Йемене, вовлечены по уши в политику Сирии, Ливана и стран Персидского залива, и на данный момент трудно представить, как они смогут вывести свои войска из Сирии и Ирака.
Американская логика, особенно в исполнении трампистов, как и у их предшественников, не может объяснить, почему сторона в любом конфликте отказывается подписать сделку, которая предусматривает экономические выгоды, международные инвестиции и обещание красивой жизни в роскошных небоскребах с видом на море.
Трамп, вероятно, задается вопросом, чего, черт возьми, хотят эти туземцы (как их называли в имперскую эпоху) и почему они предпочитают продолжать есть питу с лабане, а не подчиниться внешнему диктату.
Новшество его правления пока заметно преимущественно на оперативном уровне.
Когда его посланники осознали, что у иранцев, ХАМАСа, хуситов, сирийцев и турок, которые продолжают размахивать мечами, несмотря на их не самую лучшую объективную ситуацию, есть совершенно другие взгляды на вопросы национальной чести, крови, земли, сектантства и мести, Трамп отвечает силой. Он делает это быстро и угрожает еще более жесткими действиями, следуя местным традициям.
Будет ли политика максимального давления иметь стратегические последствия для будущего Израиля? Ближний Восток, к сожалению, продолжит оставаться глобальным очагом нестабильности и ключевым игроком в нынешнем трехполюсном конфликте.
Администрации США будут приходить и уходить. Одни будут более благосклонны к Израилю, другие меньше. Одни будут ястребами, другие голубями.
Читайте также
Однако в конечном итоге, несмотря на сегодняшнюю решительную поддержку Израиля со стороны США в виде оружия и финансов, может наступить момент, когда Америка, осознав непреодолимые культурные и ценностные различия между собой и Ближним Востоком, включая Иран, решит вернуться к принципам ближневосточной "Доктрины Монро", изолироваться и оставить Израиль один на один с его проблемами. А ядерный Иран — сейчас или в будущем, вместе с Ливаном, Сирией, Египтом, Иорданией и, конечно, палестинцами — останется прежде всего неразрешимой израильской проблемой.
Д-р Хаим Головенчик - эксперт по Ближнему Востоку, ранее преподавал в Университете Бар-Илан в программах для сотрудников сил безопасности, а также в колледже Нетании
Источник: Walla