В то же время неожиданное и успешное завершение переговоров между Аш-Шараа и курдским лидером Мазлумом Абди о включении курдов (SDF) в состав правительства и армии вынуждает нас вновь обратиться к истории сирийской нации и напомнить, что в течение 1200 лет, вплоть до XX века, она никогда не была однородным государственным образованием — и не случайно.
На протяжении многих веков, как до османского правления, так и в его время, в Сирии существовала политическая и социальная автономия для несуннитских мусульманских сект и различных этнических меньшинств. Алавиты в провинции Латакия, друзы в Джебель-Друз на Хауранском плато и в горах Ливана, шииты, курды и туркмены в горных переходах Тавра — все они использовали географические и топографические преимущества своих регионов для практически полной автономной власти, защищаясь от доминирующего мусульманского суннитского большинства.
И сегодня важно помнить, что сунниты по-прежнему считают алавитов, друзов и шиитов настоящими вероотступниками.
Действие происходит во времена Первой мировой войны, Османская империя находится на последнем этапе своего распада, а за контроль над ее обширными территориями на Ближнем Востоке ожесточенно борются Великобритания и Франция. Обе державы преследуют общую цель — восстание арабов против османов.
Однако местное арабское население, как христиане, так и мусульмане, имело четкое предпочтение в этом вопросе — полная арабская независимость без вмешательства великих держав.
Это несмотря на активную пропаганду британцев, пытавшихся убедить арабов в том, что именно Британия является их естественным союзником, и несмотря на французские амбиции, согласно которым Сирия с давних времен крестоносцев считалась зоной их влияния. Франция даже предлагала включить территорию Палестины и Сирии в состав Французского Леванта (France du Levant).
В конце концов, по политическим и геостратегическим соображениям Великобритания пришла к выводу, что неизбежно придется договориться с Францией. Так начались переговоры, которые впоследствии привели к подписанию Соглашения Сайкса-Пико, определившего границы Ближнего Востока.
Основным принципом, заложенным в это соглашение, было то, что единое арабское государство в этом регионе не соответствует национальному характеру арабов — тезис, который остается актуальным и по сей день.
Провозглашение Фейсала королем Сирии в марте 1920 года Национальным сирийским конгрессом стало первой попыткой создания сирийского национального государства, но продлилось недолго — вскоре Франция изгнала его, стремясь ослабить арабский национализм и расчленить будущую сирийскую государственность.
В рамках этой стратегии Триполи, Сайда и долина Бекаа были переданы Ливану. Провинция Александретта была передана Турции, что привело к затяжному конфликту между двумя странами. Франция пошла еще дальше и разделила Сирию на четыре автономные единицы: Дамаск, Халеб, Алавитский регион и Друзские горы.
Национальная партия Аль-Кутла аль-Ватания была возглавлена суннитскими элитами, которые стремились сохранить центры власти в своих руках. Поэтому большинство местного населения не идентифицировало себя как арабов-сирийцев.
Именно президент Хафез Асад, выходец из самого ненавидимого в Сирии религиозного меньшинства, сумел объединить сирийцев под своим руководством и, главным образом с помощью жестоких репрессий, превратить их в лояльных граждан стабильного, сильного и влиятельного государства на Ближнем Востоке.
Все это закончилось с бегством его сына Башара Асада в декабре 2024 года.
Вызов для нового режима
События последних дней и массовая резня алавитов вновь подчеркивают вызовы, стоящие перед Ахмедом Аш-Шараа, бывшим функционером "Исламского государства", которое провозгласило своей целью стирание искусственных границ, созданных Соглашением Сайкса-Пико.
С момента прихода к власти Аш-Шараа активно продвигает национальную повестку, включающую все конфессиональные группы Сирии.
Недавняя Национальная конференция диалога, состоявшаяся несколько дней назад, пусть и без участия курдов, все же смогла представить миру хотя бы видимость национального единства или, по крайней мере, стремление к нему.
Даже если предположить, что Аш-Шараа действительно отказался от идеологии джихада в стиле «Исламского государства», а не просто разыгрывает спектакль ради получения арабского и европейского финансирования для восстановления Сирии, трудно поверить, что столетия межконфессионального соперничества, сопровождавшиеся кровопролитием, исчезнут по мановению руки.
Кроме того, современная Сирия на протяжении последних 80 лет существовала исключительно под властью жестоких военных режимов, которые держали население в страхе, насильственно интегрируя его в единое государство путем террора и репрессий.
В отличие, например, от Египта, Сирия не имеет никакой традиции существования в качестве независимого национального государства.
Читайте также
Угроза для меньшинств и будущее конфликта
Поэтому можно предположить, что сильные этнические и религиозные меньшинства страны вряд ли добровольно сложат оружие и в долгосрочной перспективе подчинятся Аш-Шараа, несмотря на его неожиданное соглашение с курдами.
Тем более это касается алавитов и друзов, что практически гарантирует один из двух сценариев: продолжающаяся нестабильность и периодические межконфессиональные кровавые столкновения; установление суннитской диктатуры, которая сменит алавитскую и жестоко подавит меньшинства железной рукой.
Для Израиля, разумеется, предпочтителен первый вариант - постоянная нестабильность в Сирии, поскольку она позволит создавать альянсы с периферийными этническими и религиозными группами, включая алавитов, даже если сейчас может показаться, что они полностью перешли под контроль Аш-Шараа.
Д-р Хаим Головенчик - эксперт по Ближнему Востоку, бывший преподаватель Университета Бар-Илан в программах для сотрудников сил безопасности.
Источник: Walla