С работой магазинов в Израиле по субботам сложилась интересная ситуация. Закон о часах работы и отдыха запрещает работникам магазинов работать в выходной, большинство местных органов власти запрещают не продуктовым магазинам на своей территории работать в субботу, существует, наконец, пресловутый статус-кво между религиозными и светскими, а количество магазинов и торговых центров, работающих по выходным, постоянно растет (за исключением Иерусалима и района Иудеи и Самарии).
Нынешний же год и вовсе может стать знаковым в том, что касается работы магазинов в субботу, так как в феврале произойдет событие, которое смело можно назвать "мега осквернением" субботы.
Более 600 тысяч евреев работают по выходным дням
Суббота уже давно не является выходным для сотен тысяч евреев, несмотря на то, что Закон о часах работы и отдыха определяет выходной в конце недели (36 непрерывных часов). Для евреев это суббота, для не евреев — либо суббота, либо воскресенье, либо пятница — по выбору работника.
Согласно данным Израильского института демократии, 19,8% работающего населения Израиля старше 18 лет работали в субботу в 2022 году. Среди евреев работали порядка 18,8%, то есть около 610 тысяч человек. При этом 25,5% евреев наемных работников, работающих в субботу, работают каждую субботу или большую часть субботы, 28% работают в субботу не реже одного раза в месяц, а 46,5% работают реже, чем раз в месяц.
Три основных категории занятости в шабат
Существуют три основных категории занятости в шабат. Первая категория — работники, имеющие индивидуальные разрешения на работу в выходной день. Работодатель может обратиться в министерство труда и на основании предусмотренных законом исключений получить временное разрешение на работу в выходные дни для своих сотрудников. Такие разрешения были в 2022 году у 467 работодателей для порядка 20 тысяч работников.
Вторая категория — те, кто заняты согласно общему отраслевому разрешению. Существуют 16 отраслевых общих разрешений, позволяющих занимать работников в шабат, не получая индивидуального разрешения (из них 14 были выданы еще в 1951-1960 гг.): работники охраны, работники по уходу за животными, работники птицефабрик, занятые в водоснабжении, в гостиницах, ресторанах и кафе, медицинских учреждениях и учреждениях по уходу за престарелыми или детьми, работающие в синагогах, организаторы в общественных местах, спасатели на пляжах и в бассейнах, пожарные, занятые на буровых работах, работники на производстве льда и занятые на работах по очистке канализации.
Как уже отмечалось, 12 из 14 разрешений были выданы в 1951 году, одно в 1954 и одно в 1960 году. Ни в одно из разрешений до сих пор не были внесены изменения и не существует официальных данных о количестве работников, занятых в шабат на основании общего разрешения.
Третья и наиболее быстрорастущая категория занятости — незаконная занятость. В основном речь идет о работниках в сфере торговли, работающих в шабат без каких-либо разрешений. По оценкам Института демократии, речь идет о примерно 150 тысячах работников.
В этом случае нарушается Закон о рабочем времени и отдыхе, но на уровне правового регулирования этот закон, согласно его интерпретации Верховным судом, является социальным законом, который касается только трудоустройства и работы в субботу, но не содержит каких-либо запретов на открытие предприятий в субботу. Этот вопрос регулируется отдельным законодательством: муниципальными подзаконными актами местных органов власти.
Местные власти готовы удовлетвориться штрафами
Фактически, работающие в субботу магазины практически повсеместно нарушают нормативный акт, утвержденный муниципальными властями и запрещающий бизнесам работать в шабат. Согласно данным Израильского института демократии, 91% муниципалитетов в еврейских городах приняли данный нормативный акт (хотя закон не обязывает их делать это), в 88,5% местных органов власти нормативный акт запрещает работу магазинов, не продающих продукты, в выходные дни.
81% местных органов власти разрешают работу продуктовых магазинов в субботу на тех или иных условиях.
При этом полностью магазины и торговые центы закрыты в выходные дни только в Иерусалиме и в районе Иудеи и Самарии. С другой стороны, в Хайфском районе самое большое количество (13) и процент (43%) торговых центров, работающих в субботу. В других районах доля торговых центров, работающих в субботу, составляет от 23% до 28%.
Как показывают опросы, большинство израильских евреев также делают покупки в субботу: 59% покупают продукты, а 58,5% покупают товары для дома и личных нужд (одежда/мебель/электронные устройства и т. д.).
Впрочем, ни государству, ни муниципальным властям подобное положение вещей не мешает. Точнее, государству вообще все равно — c 2015 по 2021 гг. минтруда выписывало менее 20 штрафов в год, в 2021 году, к примеру, было выписано всего 2 штрафа, а муниципальные власти предпочитают штрафы противостоянию с торговыми центрами.
Как, к примеру, это было в 2018 года в Ашдоде, когда муниципалитет начал штрафовать работающие в субботу в торговом центре BIG магазины: их владельцы получили штрафы в размере 320 шекелей. Но так как продажи в субботу (до исхода шабата) составляли 15% продаж в торговом центре, его руководство заявило, что возьмет на себя выплаты штрафов, выписанных расположенным в центре магазинам.
С февраля количество открытых по субботам торговых центров начнет стремительно расти
В ближайшие месяцы многие торговые центры, не работающие в выходные дни, могут пересмотреть свой подход к этому вопросу. И дело совсем не во внезапно возникшем желании "осквернить субботу". Религия тут вообще не причем. Просто бизнес.
Дело в том, что в феврале произойдет событие, которое способно изменить статус-кво торговли в субботу в Израиле: откроет свои двери торговый центр BIG Fashion Glilot — новый торговый центр в стиле открытого уличного молла, который будет работать по субботам.
Торговый центр будет занимать около 40 000 квадратных метров и включать в себя более 180 магазинов и предприятий общественного питания. Насколько известно, в субботу планируют не открывать свои двери только два арендатора: магазины сети Zara и одно кошерное кафе.
В индустрии торговых центров определяют открытие BIG Glilot как событие, которое может совершить революцию и привести к тому, что больше торговых центров откроют свои двери для широкой публики в субботу. Фактически, у конкурентов BIG просто не будет выбора, так как речь не идет о небольшом торговом центре, расположенном в полях между городами. Это огромный торговый комплекс в самом центре страны, на границе между Тель-Авивом и Рамат ха-Шароном, и если конкуренты не изменят свой подход, их клиенты просто уйдут в BIG.
В целом работать в выходной торговым центрам выгодно: продажи в субботу составляют 20%-30% продаж магазинов модной одежды, 30%-40% продаж кафе и ресторанов и 50%-60% выручки кинотеатров.
Читайте также
Так должны или нет работать в субботу магазины, особенно не продуктовые?
На вопрос "Должны ли магазины работать в шабат" ответить непросто. Проблема не только в религии, но и в бизнесе. С одной стороны, если есть спрос, то должно быть предложение. Тем более, что при современном ритме жизни выходной день остается чуть ли не единственной возможностью для многих из нас совершить покупки для всей семьи, а то и закупить продукты на всю неделю. Поэтому магазины должны работать.
Но, с другой стороны, если рядом стоят два магазина, и хозяин одного из них соблюдает традиции, а хозяин другого нет, то разрешение работать в шабат создает неравную конкуренцию в пользу открытого магазина. Почему соблюдающий традиции предприниматель должен терять клиентов и доход? Значит не должны работать?!