- Известная фраза о том, что у израильтян короткая память, себя полностью оправдала, - сказал маркетинговый директор тель-авивского "Дизенгоф-центра" Алекс Каплан. - Вне сомнения, период эпидемии был очень длинным; множество покупателей ушло в интернет, и были немалые опасения, что восстановительный период займет немало времени, а также сомнения в том, что нам вообще удастся вернуться к тем показателям, что были до "короны". Однако темпы возвращения оказались значительно быстрее, чем мы ожидали. Выяснилось, что люди все же больше любят щупать товары руками, а не выбирать их на экране мобильника и компьютера. Кроме того, в Израиле сложилась своя культура шоппинга, когда покупки совмещаются с посещением кафе, походом в кино и т.д. Как следствие, общее число посетителей "Дизенгоф-центра" в прошлом году было всего на 10% меньше, чем в 2019-м, а в этом году, думаю, мы превзойдем их. И это при том, что в Израиль все еще приезжают куда меньше туристов, чем три года назад!
Безусловно, возвращению покупателей способствовали особые мероприятия, которые объявляли крупные торговые сети по продаже одежды и товаров для дома, а также долгожданное появление в Израиле целого ряда известных международных сетей, таких, как Lego или 7-Eleven. Сейчас поток клиентов оживился настолько, что многие магазины хотят расшириться, но у нас просто нет свободных торговых площадей.
Сходные соображения высказал и замгендиректора торговых центров "Биг" Эран Эмцаи. По его словам, в период эпидемии израильтяне открыли для себя торговые площадки под открытым небом, и уже в прошлом году общее количество их посетителей было на 15-20% выше, чем до эпидемии. В закрытых торговых центрах их все еще на 15-20% меньше, чем до "короны", но и в них наблюдается постоянный рост товарооборота.
Основной проблемой торговой отрасли в период эпидемии, по словам председателя Объединения торговых сетей Израиля Шахара Турджемана, был период, когда доставка контейнера в Израиль, обходившаяся до эпидемии в 1000 долларов, стала обходиться в 20.000 долларов. Сейчас цены на доставку упали, но все еще не вернулись к своему "докоронному" уровню - доставка каждого контейнера сегодня стоит 2000-2400 долларов, и такие цены, безусловно, связывают руки владельцам магазинов и торговых сетей, не давая возможность объявлять особые мероприятия.
Да и цены почти на все товары массового потребления со времени затухания эпидемии существенно выросли. Прежде всего, из-за роста стоимости сырья и рабочей силы - в 2019-20 годах малоквалифицированные работники в текстильной, обувной и других отраслях промышленности вдруг обнаружили, что аналогичные и даже большие деньги они могут заработать куда меньшими усилиями на других работах - например, в качестве курьеров. Соответственно, в сферах пришлось предложить работникам заметно большие зарплаты, но даже после этого дефицит рабочей силы в промышленности Китая, США и других развитых стран составляет сегодня порядка 20%.
Да и в израильской торговле наблюдается ощутимая нехватка продавцов, кладовщиков, грузчиков и представителей ряда других не самых высокооплачиваемых профессий. Общее количество недостающих ставок в этой отрасли оценивается в 15.000 человек.
Наибольший удар в период эпидемии, вне сомнения, пришелся по мелким бизнесам, свыше 25% которых вынуждены были просто закрыться. Но большинство тех, кто сумел удержаться "на плаву", сегодня на подъеме.
Любопытно, что согласно данным Госбанка, объем покупок, совершаемых израильтянами с помощью кредитных карточек, в 2022 году составил 440.878 млрд шекелей, что почти на треть больше, чем в 2019 году. Это означает, что мы не только не снизили за последнее время свои потребительские аппетиты, как это настоятельно рекомендуют экономисты и экологи, но и, напротив, они у нас значительно возросли. Судя по всему, вернувшись в торговые центры, израильтяне сохранили привычку покупать товары в интернете. Как следствие, овердрафт на наших счетах продолжает расти, и больше всего от этого, разумеется, выигрывают банки.
Судя по всему, почти полностью оправился от понесенных в эпидемию потерь и ресторанный бизнес. В дни карантинов десятки ресторанов, включая и фешенебельные, были вынуждены закрыться, однако те, кто сумел выстоять, в полном смысле этого слова процветают.
При этом рестораторы отмечают, что эпидемия, безусловно, внесла существенные коррективы в их бизнес, несколько изменив кулинарные и прочие привычки израильтян. Так, за время эпидемии, многие из них настолько привыкли заказывать еду на дом, что продолжают делать это и сегодня. Больше того: в последнее время в моду вошли званые домашние обеды с изысканной ресторанной едой. Такие заказы во многих заведениях составляют до 25, а в некоторых и до 35% ежедневных продаж. Причем большинство из них начинает поступать после пяти часов вечера, а если речь идет о домашней вечеринке с обедом, то заказ следует доставить к определенному часу - через два, а то и через три часа после того, как он был сделан.
Это, во-первых, вынудило рестораторов добиться более точной по времени доставки, а, во-вторых, всерьез заняться как внешним видом упаковки заказов (чтобы клиент сразу видел, что они доставлены из "солидного места"), так и тем, чтобы эта упаковка обеспечивала максимальную сохранность формы и свежесть заказа. Понятно, что все это заметно увеличивает стоимость приобретенной таким путем еды, но израильтяне с лихвой возвращают эти деньги, отказываясь от заказов спиртных и прохладительных напитков, предпочитая покупать их в супермаркетах, где они стоят в два-три раза дешевле.
Читайте также
Одновременно изменилось и поведение основной части посетителей ресторанов. Многие из них по старой привычке просят принести им перед трапезой алкогель или даже идут мыть руки. Привыкнув к "безопасной" и, одновременно, обеспечивающей большую интимность беседы, дистанции, они нередко выражают недовольство слишком маленьким расстоянием между столиками. Большее внимание они стали уделять и столовому этикету: к примеру, многие придают повышенное значение чистоте посуды и столовых приборов, и, если раньше, каждый участник застолья накладывал себе салаты своей вилкой, то теперь все это делают специально положенной для этого ложкой.
Основной проблемой для владельцев заведений общепита, как и для хозяев магазинов, остается кадровая. Почти все они жалуются на то, что после отмены всех ограничений найти работников стало куда труднее, чем прежде. Сегодня, по их словам, нередко уже не столько хозяин ресторана интервьюирует потенциального кандидата на ту или иную вакансию, а кандидат - хозяина, требуя и повышенной оплаты, и улучшенных условий работы. И удовлетворить такие капризы порой бывает очень непросто.
По материалам Маарив