Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+20+11
Иерусалим
+18+10

Мнения

А
А

Израилю пора думать о будущем

Что будет делать Израиль в вероятном случае, если ХАМАС останется фактическим правителем Газы?

27.01.2025
Источник:Детали
Израильские солдаты в секторе Газа. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

Что должно беспокоить Государство Израиль после заключения соглашения о прекращении огня и освобождении заложников, хоть оно и висит на волоске из-за провокаций ХАМАСа? Какова его реальная цена? Эти вопросы обсуждает в своей статье генерал-майор (резерва) Тамир Хайман, исполнительный директор Института исследований национальной безопасности (INSS).

До прихода в INSS генерал-майор Хайман был главой Разведывательного управления генштаба ЦАХАЛа (АМАН) с 2018 по 2021 год. За 34 года службы в Армии обороны Израиля он занимал ряд командных должностей в сухопутных войсках, имеет опыт ведения боевых действий в зоне безопасности в Ливане и на палестинском направлении.

***

Соглашение Израиля и ХАМАСа о прекращении огня в секторе Газа и освобождении израильских заложников вызвало сильное эмоциональное потрясение. Это соглашение особенно важно для израильтян с моральной точки зрения. Израильские граждане, брошенные без помощи в "черную субботу" 7 октября, должны быть возвращены домой.

Невыполнение этого требования может вызвать сомнения в приверженности Израиля принципам солидарности и ответственности за каждого. Наряду с надеждой на их возвращение - для реабилитации или захоронения - возникают неизбежные и весомые опасения по поводу цены прекращения огня.

Соглашение о прекращении огня может иметь потенциальные стратегические выгоды, которые зависят от действий Израиля после заключения сделки. Хотя вопрос о том, можно ли было достичь такого соглашения несколько месяцев назад, действительно вызывает беспокойство, сейчас он является гипотетическим и, следовательно, неактуальным. Такие вопросы лучше оставить истории - или государственной комиссии по расследованию, которая, как мы можем только надеяться, будет создана.

Самой острой проблемой соглашения о прекращении огня является его постепенное и поэтапное выполнение с вызывающим опасения переходом между первым и вторым этапами. Второй этап включает освобождение палестинских террористов, осужденных за особо тяжкие преступления, прекращение операций армии в секторе Газа и вывод всех сил ЦАХАЛа из сектора.

К сожалению, велика вероятность того, что это прекращение огня будет лишь частичным, поскольку ХАМАС не знает, где находятся все тела убитых заложников. Вполне вероятно, что ХАМАС будет делать ложные заявления о местонахождении убитых в качестве "страховки", чтобы не допустить возобновления войны Израилем. Поэтому Израиль должен начать разрабатывать планы обеспечения безопасности и стратегические планы, предвидя возможность того, что сделка может рухнуть или остаться незавершенной.

Угроза безопасности

Противники соглашения о прекращении огня утверждают, что оно представляет серьезную угрозу безопасности, и выделяют три основных момента:

1. Угроза освобождения опасных террористов из израильских тюрем двойная: возвращение в Газу потенциальных лидеров следующего поколения (таким было, например, освобождение Яхьи Синуара в 2011 году) и тот факт, что ХАМАС рассматривает освобождение этих террористов как победу, которая еще больше укрепит его позиции и может мотивировать палестинцев совершать новые похищения в будущем.

2. Разрешение жителям северной части Газы вернуться в районы, очищенные от ХАМАСа (рядом с израильскими поселениями по другую сторону границы), без тщательного контроля может привести к возобновлению угрозы.

3. Вывод израильских войск из Газы и окончание войны, при сохранении ХАМАСом фактического контроля над сектором Газа, позволят ХАМАСу восстановить в перспективе военный потенциал и сохранить мотивацию к активным действиям против Израиля в краткосрочной перспективе.

Это действительно сложные проблемы. Однако третья - позволение ХАМАСу оставаться фактическим правителем Газы - является главной стратегической проблемой, поскольку она противоречит целям войны, определенным израильским правительством. Все остальное можно решить.

Освобождение террористов из тюрем, несомненно, является высокой ценой, но с самого начала было ясно, что это цена, которую Израилю придется заплатить за ужасную неспособность защитить израильских граждан 7 октября. Тем не менее, этот риск можно смягчить. Опасные террористы, способные спровоцировать дальнейшее насилие, будут высланы в третью страну (Израиль неоднократно демонстрировал свою способность нейтрализовать угрозы в любой точке мира). Менее опасные заключенные, которые вернутся в Газу или на Западный берег (Иудея и Самария), будут помещены под строгий контроль разведки, гарантирующий, что любой, кто вернется к терроризму, будет арестован или ликвидирован.

Возвращение и фактическое присутствие палестинцев в северной части сектора Газа не представляет опасности само по себе. Однако, пока продолжается израильско-палестинский конфликт, некоторые люди - даже те, кто сейчас невинные дети - неизбежно пополнят ряды террористических организаций. Не устранив корень проблемы, мы просто продолжим лечить симптомы.

Реальная опасность заключается в потенциальном восстановлении террористической инфраструктуры. Северная часть Газы полностью разрушена; как на поверхности, так и под землей. Террористическая инфраструктура ХАМАСа была уничтожена, именно в этом районе ЦАХАЛ уничтожил батальоны ХАМАСа - и это выходит далеко за рамки обычной военной победы.

Разумно предположить, что ЦАХАЛ существенно изменит свой подход, чтобы не допустить перевооружения ХАМАСа, возобновления его угрозы Израилю. Эта стратегия, вероятно, будет гораздо более агрессивной, чем его modus operandi до 7 октября, подобно операциям в Ливане, которые обеспечили реализацию соглашения о прекращении огня, подписанного в ноябре 2024 года, что положило конец войне с "Хизбаллой".

На следующий день после соглашения о прекращении огня

Риск сохранения власти ХАМАСом, несомненно, серьезен, поскольку он попытается снова угрожать Израилю. Хотя можно найти локальные решения для решения проблемы контрабанды в Газу через "филадельфийский коридор" - как по земле, так и под землей - невозможно герметично запечатать сектор.

Поэтому Израиль должен сейчас начать готовиться к следующему дню после соглашения о прекращении огня, которое неизбежно наступит. Что будет делать Израиль в вероятном случае, если ХАМАС останется фактическим правителем Газы? В конце концов, устранение ХАМАСа от власти было одной из целей войны, и она еще не достигнута.

Это означает, что Израиль должен подготовиться к возможности вернуться в Газу, чтобы сражаться через несколько недель или месяцев. Когда это время наступит, Израиль больше не сможет избегать решения вопроса, который часто удобнее замести под ковер: что нам делать с сектором Газа?

Анализ показывает, что существует четыре основных альтернативы:

1. Повторная оккупация Газы и ее аннексия: соглашение с ХАМАСом усложняет этот вариант, даже относительно районов северной части сектора, где присутствие ХАМАСа было искоренено. Ожидается, что около миллиона палестинцев вернутся в северную часть Газы.

Их повторная эвакуация - даже если бы это было осуществимо с военной точки зрения - была бы неприемлема для международного сообщества. Неясно также, одобрит ли президент США Дональд Трамп такое решение. Более того, этот вариант непрактичен для применения во всей Газе. Хотя Израиль мог бы аннексировать северную Газу и даже создать там поселения, издержки - внутренние протесты, а также международная изоляция и бойкот - перевесят выгоды. Поэтому мы должны спросить себя, стоит ли стремиться к повторной оккупации Газы. Похоже, нет.

2. Повторная оккупация и военное правление: в этом сценарии ЦАХАЛ повторно оккупирует весь сектор Газа, введет военное положение и продолжит искоренять ХАМАС, взяв на себя ответственность за распределение гуманитарной помощи и удовлетворение гражданских нужд. Этот вариант будет сопряжен с огромными издержками: жертвами, экономической напряженностью, социальной и внутренней легитимностью и самой серьезной международной реакцией. ЦАХАЛу потребуется массовый призыв резервистов и закупка огромного количества оружия и боеприпасов, а также много времени. У премьер-министра Биньямина Нетаниягу были веские причины исключить этот вариант в начале войны.

Даже если бы Израиль смог справиться с международной изоляцией и окончательным крахом любой надежды на нормализацию отношений между Израилем и арабским миром, введение военного положения в секторе Газа могло бы вынужденно стать постоянным решением. Будет ли какая-либо страна или организация готова взять под контроль Газу после ЦАХАЛа? Любое арабское государство или организация, пришедшие в Газу в этих обстоятельствах, без более широкого дипломатического решения, будут рассматриваться как сотрудничающие с Израилем и захватившие контроль над территорией благодаря израильской военной машине. Следовательно, Израиль окажется вечно правящим в Газе - опустошенной территории с более чем двумя миллионами нищих, голодных, злых и отчаявшихся палестинцев.

3. Хаос: Израиль может уйти из сектора Газа, оставив ситуацию такой, какая она есть сегодня, и приостановив все гражданские действия. Некоторые называют это политикой "запланированного хаоса". В таком сценарии Израиль сохранит право на самооборону и продолжит целевые военные операции против ХАМАС, но не будет участвовать ни в каком гражданском управлении территорией.

ХАМАС, скорее всего, восстановит контроль и восстановит себя, поскольку он является фактической властью, контролирующей гуманитарную помощь. Это будет лишь вопросом времени, когда экономический контроль ХАМАС над Газой и отсутствие конкурирующей идеологии, которая могла бы бросить вызов его нарративу сопротивления, создадут угрозу безопасности для Государства Израиль. Пока сохраняется идеология насильственного сопротивления, проблема останется нерешенной.

4. Альтернативный гражданский режим: этот вариант предполагает передачу ответственности за распределение помощи и управление гражданской стороной жизни в секторе Газа в руки субъекта, отличного от ХАМАСа, в то время как ответственность за безопасность останется за ЦАХАЛом, в первую очередь посредством целенаправленных авиаударов и тайных операций.

Хотя этот вариант, действительно, более сложен в реализации, он не позволит ХАМАСу прийти к власти, может быть воспроизведен по всему сектору Газа и соответствует международному праву. В отличие от варианта военного правления, этот вариант гарантирует, что ЦАХАЛ останется ответственным за безопасность Израиля, а не будет управлять, например, канализационной инфраструктурой Газы. Любой субъект, берущий на себя управление Газой, должен соответствовать двум критериям: у ХАМАСа не должно быть никакой роли, и этот субъект должен иметь практическую возможность управлять эффективно. Идея временного комитета, который будет управлять делами Газы, обсуждается в израильском оборонном истеблишменте в течение нескольких месяцев.

Хотя такой комитет мог бы получить одобрение Палестинской администрации (ПА) и потенциально проложил бы путь к возможному возвращению ПА в Газу, ПА, скорее всего, воспротивилась бы этой идее, учитывая ее историческую тенденцию избегать принятия ответственности, а также ее требования "все или ничего". В Израиле также существует значительное сопротивление вовлечению ПА, даже символическому. Однако внешнее давление - особенно со стороны Дональда Трампа, который обеспечил нынешнее соглашение о прекращении огня до своей инаугурации - может заставить ПА принять такое соглашение. Даже если ПА возражает, ее можно заставить поддержать альтернативный гражданский режим для Газы.

Заключение

Израиль должен определить желаемый им финал для Газы. Этого решения нельзя избежать. Соглашение об освобождении заложников знаменует начало конца. Если мы не начнем сейчас планировать следующий день после соглашения, у войны не будет конца.

Если Израиль не будет придерживаться своего первоначального плана замены режима ХАМАСа гражданским правительством - таким, которое не является ни ХАМАСом, ни Израилем, - цели войны не будут достигнуты. Израильское руководство и общественность будут разочарованы, если ХАМАС останется у власти в Газе, особенно если все заложники не будут освобождены, и если ХАМАС добьется освобождения своих заключенных и заставит ЦАХАЛ уйти из сектора.

При таких обстоятельствах лидеры ХАМАСа, скорее всего, провозгласят победу - и многие им поверят.

Читайте также

Мы вступаем в период повышенных эмоций, колеблющихся между радостью и отчаянием, между надеждой и гневом, в период, отмеченный напряжением и страхом, что эта хрупкая ситуация может закончиться разбитым сердцем. В конце концов, мы заключили "сделку с дьяволом". Каждый день реализации этого соглашения о прекращении огня будет трудным и напряженным.

Несмотря на это эмоциональное напряжение, оно не освобождает нас от долгосрочного стратегического планирования. Конец этого соглашения неизбежно наступит, и сейчас самое время представить четкий план выхода, который обеспечит достижение конечной цели войны - замены режима ХАМАСа - путем перевода военных достижений в последовательную политическую стратегию. Такой план может включать сотрудничество с Эр-Риядом и даже может проложить путь для президента Трампа и премьер-министра Нетаниягу к получению Нобелевской премии мира.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке