Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+20+15
Иерусалим
+17+11

Мнения

А
А

Три главные угрозы, с которыми может столкнуться Израиль

Крах режима Асада представляет угрозу стабильности в Иордании. Он меняет статус Турции и Катара. И конечно же, он представляет собой проблему для Израиля.

11.12.2024
Источник:Детали
Боевики Сирийской национальной армии выдвигаются из захваченного Алеппо. Фото: Getty Images / dia images

Тектонические изменения в Сирии произошли прямо на наших глазах. Падение режима Башара Асада - историческое событие, которое меняет правила игры на всем Ближнем Востоке. Аналитики видят три основные угрозы, с которыми столкнется Израиль. Но есть и немало новых возможностей.

На данный момент неясно, выживет ли Сирия как единое государство или же расколется на несколько государственных образований, возможно, даже враждебных друг другу. Но очевидно, что крах режима Асада - это значительное ослабление шиитской оси, возглавляемой Ираном, и самого режима в Тегеране.

Он представляет угрозу стабильности в Иордании. Он меняет региональный статус Турции и Катара, двигавших колесо суннитского переворота в Сирии. И конечно же, он представляет собой сложную проблему для Израиля, констатирует профессор Коби Михаэль, старший научный сотрудник INSS и Института национальной безопасности и сионистской стратегии "Мисгав" (правоконсервативный израильский аналитический центр).

Всем управляет Эрдоган? Не все так просто

Президент Турции Эрдоган в течение прошлого года безуспешно пытался убедить Башара Асада пойти на переговоры с повстанцами во избежание распада Сирии. Уже после начала наступления повстанцев Эрдоган вновь предлагал переговоры и снова получил отказ. Асад тогда поставил условием для переговоров полный вывод турецких войск со всей сирийской территории. В итоге все пришло к тому, к чему пришло.

Сейчас Эрдоган как союзник, спонсор и поставщик оружия для двух основных повстанческих группировок обладает большим влиянием в Сирии. Но он не всесилен.

Его главные партнеры - Сирийская национальная армия, объединившая мелкие ополченческие формирования, и джихадистская группировка "Хайят Тахрир аш-Шам", которой командует харизматичный Абу Мохаммад аль-Джулани.

В качестве рычагов давления Эрдоган угрожает прекратить финансирование и закрыть турецко-сирийские пограничные переходы - основные источники дохода для ополченцев. Однако ополченцы Аль-Джулани уже захватили склады оружия, боеприпасов и военного снаряжения сирийской армии. В итоге их зависимость от поставок оружия снизилась. За годы присутствия в Идлибе они также начали производить собственное оружие, БПЛА и бронетехнику.

Аль-Джулани попытается превратить победы на поле боя в политические выгоды для себя. И нет никакой уверенности в том, что в дальнейшем он будет подчиняться Турции.

"Перековавшийся" исламист

По данным The New York Times, 42-летний Аль-Джулани родился в Саудовской Аравии под именем Ахмед Хусейн аль-Шара в семье сирийских эмигрантов. В конце 1980-х годов семья вернулась в Сирию.

В 2003 году Аль-Джулани присоединился к силам "Аль-Каиды", сражавшимся с войсками США в Ираке. Он был задержан американскими военными, провел несколько лет в американской тюрьме в Ираке. В то время "Аль-Каида" сформировала экстремистское "Исламское государство Ирак" во главе с Абу Бакром аль-Багдади.

В 2011 году народное восстание против Асада в Сирии вызвало жестокие репрессии со стороны правительства, что вылилось в гражданскую войну. Известность Аль-Джулани возросла, когда аль-Багдади отправил его в Сирию, чтобы основать "Фронт Нусра" - местное отделение "Аль-Каиды".

США быстро признали новую группировку террористической организацией. Американское правительство назначило за информацию об аль-Джулани вознаграждение в 10 миллионов долларов.

В 2013 году гражданская война в Сирии усилилась, росли и амбиции аль-Джулани. Он отверг призывы аль-Багдади распустить "Фронт Нусра" и объединить его с операцией "Аль-Каиды".

Аль-Джулани тем не менее поклялся в верности "Аль-Каиде", позднее отмежевавшейся от ИГИЛ. В Сирии "Фронт Нусра" боролся с ИГИЛ и устранил большую часть конкурентов среди сирийской вооруженной оппозиции Асаду.

В интервью 2014 года аль-Джулани заявил репортеру Al Jazeera, что его цель - увидеть Сирию "страной шариата", управляемой по исламскому закону. Он ясно дал понять: в стране нет места для алавитских, шиитских, друзских и христианских меньшинств.

Но со временем аль-Джулани начал отходить от имиджа радикального исламиста.

В 2016 году он впервые показался публике в военной форме и тюрбане, объявив, что его группировка переименовывает себя в "Фронт завоевания Сирии" - и разрывает связи с "Аль-Каидой".

Это помогло аль-Джулани установить полный контроль над разрозненными группами боевиков. Год спустя альянс вернул себе былое название - "Хайят Тахрир аш-Шам" ("Организация освобождения Леванта", ХТШ).

Несколько групп объединились, обеспечив аль-Джулани власть в северо-западной сирийской провинции Идлиб. В последние годы организация ХТШ создала на этой территории некое подобие государства, они собирали налоги, частично оказывали госуслуги и даже выдавали местным жителям удостоверения личности.

В Идлибе "Хайят Тахрир аш-Шам" насаждал консервативную и временами жесткую суннитскую исламистскую идеологию. А затем аль-Джулани еще раз сменил имидж - да так, что мало кто мог себе представить подобное.

Сменив военную форму на рубашку и брюки, он стал призывать к религиозной терпимости и плюрализму. Он обратился к друзской общине в Идлибе, которую "Фронт Нусра" когда-то атаковал, и посетил семьи курдов, убитых ополченцами, поддерживаемыми Турцией.

В интервью 2021 года американскому журналисту аль-Джулани заявил, что его группировка не представляет угрозы для Запада, а введенные против нее санкции несправедливы. "Да, мы критиковали западную политику, - сказал он. - Но не говорили, что хотим воевать".

"Сирия заслуживает институциональной системы управления, где нет единоличного правителя, принимающего произвольные решения", - заявил аль-Джулани в интервью CNN на прошлой неделе, предположив возможность, что ХТШ в итоге будет распущена после падения Асада.

Курс на "умеренность" продолжился и во время нынешнего стремительного наступления ХТШ. Аль-Джулани приказал своим войскам "действовать с уважением" по отношению к пленным сирийским солдатам, запретил насилие против мирных жителей. Он заявил, что правительственные учреждения Сирии останутся под контролем премьер-министра Мохаммада Гази аль-Джалали до официальной смены режима.

Судя по последним заявлениям, аль-Джулани пытается убедить и США, и Израиль, что сирийские повстанцы не представляют для них угрозы. Но к его заявлениям следует относиться с большой осторожность, отмечает Коби Михаэль.

"Надо помнить, что это джихадистские и салафитские элементы, ответвления ИГИЛ и "Аль-Каиды". Важно не путать дующий ветер прагматизма с истинной умеренностью", - пишет Михаэль.

Примерно о том же заявил и уходящий президент США Джо Байден. Он сказал, что США будут сотрудничать со всеми сирийскими группировками в рамках процесса передачи власти, но напомнил, что некоторые из них "имеют собственный опыт терроризма и нарушения прав человека". Несмотря на то что сейчас они говорят "правильные вещи", Вашингтон будет оценивать не только их слова, но и действия.

Угрозы для Израиля

Что касается Израиля, он в этой ситуации сталкивается с тремя реальными угрозами, считает Коби Михаэль.

Первая - это появление у границы на Голанских высотах джихадистских элементов. Израиль уже принял меры по этому поводу, введя силы ЦАХАЛа в буферную зону на сирийской стороне и захватив сирийскую часть горы Хермон. Об операции Израиль заранее предупредил США, сообщив, что это временный шаг, который продлится от нескольких дней до нескольких недель.

Коби Михаэль выступает за "создание значительного периметра безопасности" на территории Сирии. По его мнению, одновременно Израиль должен попытаться достичь взаимопонимания и с суннитскими организациями на юге Сирии, и с друзами в районе Сувейды - в духе сотрудничества, которое существовало в первые годы гражданской войны в Сирии.

"В то же время стоит рассмотреть пути налаживания сотрудничества с курдским меньшинством, контролирующим северо-восток страны - территорию, составляющую около 20 процентов территории Сирии", - пишет Михаэль.

Вторая угроза Израилю - возможная нестабильность в Иордании. Успех сирийского восстания может спровоцировать попытку переворота и в Хашимитском Королевстве, с которым у Израиля есть протяженная граница.

На данный момент между Израилем и Иорданией - прочный мир. Несмотря на все резкие заявления иорданских властей по поводу войны в Газе, две страны сотрудничают в сфере безопасности - в рамках регионального антииранского альянса во главе с США. Госпереворот в Иордании грозил бы нарушить спокойствие на восточной границе Израиля, которое длится уже десятилетия.

Третья угроза заключается в том, что режим в Тегеране, оставшись без поддержки своего "огненного кольца", потерпев поражения в Сирии и Ливане, вполне вероятно, почувствует себя под угрозой. Страх перед массовым народным восстанием, вдохновленным событиями в Сирии, может заставить его ускорить разработку ядерной бомбы.

Читайте также

"Похоже, настало время для активных действий по нанесению ущерба иранской ядерной инфраструктуре, а также экономической и военной инфраструктуре, целью которых будет ускорение процесса падения режима. Вполне вероятно, что Израиль сможет достичь таких договоренностей с избранным президентом Трампом еще до того, как он войдет в Белый дом", - отмечает Михаэль.

В качестве альтернативы он рассматривает вариант сильного давления со стороны США. По его мнению, Трамп мог бы надавить на Иран, требуя заморозить ядерную программу в обмен на отмену экономических санкций. Но за этим давлением должна стоять "твердая и реальная военная угроза" со стороны США.

На основе материалов Walla и "ХаАрец"

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке