Говоря о Сирии за прошедший год, вы не заметили ничего странного? Точнее, отсутствие того, чего следовало ожидать? В то время как ХАМАС и "Хизбалла" запустили по Израилю больше 10 тысяч ракет, хуситы на постоянной основе угрожают еврейскому государству баллистикой, а иранцы раз в полгода устраивают самое эффектное пиропредставление на Ближнем Востоке, Сирия оказалась в качестве наблюдателя, не предпринимающего активных действий. Что особенно удивительно, учитывая то, насколько Башар аль-Асад зависит от Ирана и "Хизбаллы". Так что же происходит в этой исторически враждебной Израилю стране и куда ее президент может решить повести ее в будущем?
Ось сопротивления
Для начала нужно прояснить, какое влияние есть у проиранской оси в Сирии. После начала гражданской войны в Сирии в 2011 году, Башар аль-Асад обратился к Ирану и России, чтобы они помогли ему выиграть войну и спасли его от участи Муаммара Каддафи. С помощью боевиков "Хизбаллы" и российской авиации Асад сумел удержаться у власти и оставить более 60% сирийской территории под своим контролем, чтобы затем Иран превратил эти земли в свою фактическую колонию, через которую снабжается главный иранский ресурс — "Хизбалла", а также процветают различные проиранские милиции. Сам же Асад стал марионеткой Ирана, серьезно от него зависящей.
Мягкий намек
И если до начала войны верность Асада иранцам не вызывала сомнений, а ВВС Лихтенштейна хоть регулярно и наносили удары по Сирии, но делали это в основном в рамках борьбы с поставками вооружения "Хизбалле", то за время войны картина начала меняться. На первых этапах сирийцы символично пускали по несколько ракет или беспилотников в месяц в сторону Израиля и участвовали в первой иранской атаке в апреле. Но к началу полномасштабной кампании в Ливане, когда "Хизбалла" оказалась в плачевном состоянии, перед Асадом встал тяжелый выбор: вступить в конфликт с Израилем или бросить тех, кому он обязан жизнью. Израильская авиация мягко намекнула ему на правильный выбор, сбросив на дом его брата, отвечающего за связи с КСИРом, несколько тонн боеприпасов за день до начала наземной операции в Ливане (30 сентября 2024 года).
Читайте также
Арабы
Если есть еврейский кнут, значит, есть и арабский пряник. Умеренные арабские страны, стремящиеся вырвать Сирию из иранских объятий, начали постепенное сближение с сирийским президентом. Помимо восстановления Сирии в составе Лиги арабских государств в 2023 году (после изгнания из-за гражданской войны в стране), главная страна умеренного суннитского лагеря Саудовская Аравия возобновила дипломатические отношения с сирийцами и назначила посла в Сирию после 12 лет перерыва, заявив о "стремлении положить конец кровопролитию и желании помочь в восстановлении республики". Самыми же активными участниками перетягивания Сирии на другую сторону являются ОАЭ, которые одними из первых восстановили отношения с республикой и регулярно принимают на своей территории президента Асада, обсуждая потенциальное совместное будущее.
В нынешней ситуации на фоне ощутимого ослабления Ирана и разгрома "Хизбаллы" с одной стороны, и значительного усиления Израиля в региональной политике и прихода Трампа к власти с другой, у Башара аль-Асада появилась реальная возможность выдавить своих ослабленных патронов за пределы Сирии и вернуть власть в стране в свои руки. А решится ли он на это или испугается иранского отмщения, увидим уже в ближайшие месяцы.