Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+24+15
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Полная победа или плохое соглашение?

Мечты - это прекрасно, пока мы не начинаем вводить в заблуждение самих себя. Такой мечтой является, например, подписание соглашения с ХАМАСом и "Хизбаллой".

Нир Кипнис
04.11.2024
Источник:Детали
Израильские солдаты в секторе Газа. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

Мечты - выражение надежды. Для того чтобы выжить, нужно мечтать. В нашем регионе даже самым рассудочным людям иногда приходится бежать в мир грез, чтобы сохранить свое душевное здоровье.

Проблема с мечтами заключается в том, что от некоторых из них мы не хотим отказываться даже тогда, когда они окончательно утрачивают связь с реальностью. Так ранним зимним утром мы торопливо отключаем будильник, призывающий нас вылезти из-под теплого одеяла.

Иными словами, мечты - это прекрасно до тех пор, пока мы не начинаем с их помощью вводить в заблуждение самих себя. Такой мечтой является, например, подписание соглашения с ХАМАСом и "Хизбаллой". Говорят еще и о соглашении с Ливаном.

О чем здесь речь? Судя по информации, поступающей от источников в окружении премьер-министра, мы можем рассчитывать на улучшенный вариант резолюции 1701. Это означает, что "Хизбалла" должна будет отвести свои силы к северу от реки Литани - соответствующая договоренность была достигнута еще по окончании Второй ливанской войны, но вместо войск ООН на юге Ливана будут развернуты более эффективные многонациональные силы. И, что не менее важно, Израиль получит свободу действий в случае нарушения условий соглашения.

Этот план поддерживают главным образом ближайшие союзники Нетаниягу. Некоторые из них предлагали нечто подобное еще до того, как центр тяжести войны сместился из сектора Газа на север.

Каждый житель израильского приграничья, который решит вернуться в свой дом, должен понимать: такое соглашение будет ничего не значащим клочком бумаги. Им можно будет только помахать, как это сделал Чемберлен, вернувшись в 1938 году из Мюнхена. Подписав соглашение о сдаче Чехословакии, он заявил, что спас Европу от войны.

Чем объясняется такой пессимизм? Ведь под прикрытием достигнутой договоренности "Хизбалла" немного отступит, залижет раны, укрепит свое влияние на ливанской политической арене и вновь начнет накапливать оружие и готовиться к очередному столкновению с Израилем. Оно может произойти через десять лет, а может и через пять - как получится.

"Секундочку, - говорят некоторые, - неужели мы не извлекли никаких уроков из 7 октября? Неужели мы не отреагируем на малейшее нарушение соглашения?" Резонный вопрос, но только для тех, кто не помнит ничего, что происходило до упомянутой выше злосчастной даты.

Тот, у кого с памятью дела обстоят получше, знает, насколько Израилю трудно предпринимать наступательные действия. Покидая Ливан в 2000 году, мы бормотали: "Пусть они попробуют запустить хотя бы одну катюшу, в ответ мы сотрем с лица земли всю деревню". Чепуха.

То же самое произошло после реализации программы размежевания. "Один "касам", и мы им покажем!" - обещали и политики, и генералы. Но в конце концов "показала" именно та сторона. ХАМАС использовал минувшие годы для того, чтобы захватить власть в Газе, вооружиться и испещрить весь сектор туннелями.

Пролог к следующей войне

Сейчас нам снова предлагаю сделку, которая, с одной стороны, вернет всех заложников, а с другой - якобы позволит Израилю возобновить войну и вести ее вплоть до уничтожения последнего террориста ХАМАСа.

Это, разумеется, тоже фантазия: еще не родился террорист, который подпишет самоубийственное для него соглашение. В соответствии с ним ХАМАС теряет главный рычаг давления на Израиль - заложников - в обмен на отсрочку собственного уничтожения на несколько месяцев или даже недель.

Должен сказать: освобождение заложников - высший моральный интерес Государства Израиль. Но тот, кто верит в фантастический сценарий, в соответствии с которым Израиль прекращает войну, возвращает похищенных, а потом возобновляет боевые действия, в лучшем случае наивен.

Опыт учит нас: каждое соглашение на Ближнем Востоке - это пролог к следующей войне. Но какая у нас остается альтернатива? В данном случае она выглядит, мягко говоря, не блестяще. Мы не только потеряем большинство заложников, что станет для всей страны тяжелейшим моральным ударом, от которого она вряд ли сможет оправиться. Мы должны будем снова править Газой, фактически вернувшись к ее оккупации - со всеми связанными с этим многочисленными неприятностями.

Это означает пиратские попытки восстановления еврейских поселений, что продолжит разрывать общество изнутри и навлекать на нас гнев всего мира. Это означает финансовые затраты на содержание двух миллионов жителей сектора Газа. И, что хуже всего, это означает новые и новые потери наших солдат.

Положение на севере запутано не в меньшей степени. Постоянное присутствие ЦАХАЛа в некой "зоне безопасности" на территории Ливана - слишком тяжкая для израильского общества ноша. Сегодня мы все солидарны с эвакуированными жителями севера, требующими, чтобы нависающая с той стороны границы угроза была отдалена от их домов. Проблема заключается в том, что, когда через несколько месяцев или недель в Ливане прольют кровь десятки солдат ЦАХАЛа, у нас возникнет еще более мощная версия движения "Четыре матери".

Ловушка для Нетаниягу

У нас немало говорится о том, что Нетаниягу трудно пойти на компромисс, пока рядом с ним находятся Бен-Гвир и Смотрич. Это так, но, с другой стороны, и не пойти на компромисс ему довольно сложно. Если война затянется еще на несколько месяцев, в стране распространится "серое отказничество". И это будет не демонстративный отказ от участия в "войне Нетаниягу", а просто сокращение количества резервистов, являющихся в свои части по повестке, в то время как другие продолжат платить тяжкую семейную, профессиональную и экономическую цену.

Как же выбраться из этой ловушки? Не нужно относиться к ней как к гордиеву узлу, который можно только разрубить. Этот клубок следует распутывать постепенно, осознавая, что в тот момент, когда мы вытягиваем кончик нити, другая ее часть запутывается вновь.

Например, жителям Кирьят-Шмоны, фантазировавшим об "атомной бомбе, сброшенной на Бейрут", придется вернуться в свои дома, осознавая, что через несколько лет над ними снова начнут сгущаться тучи войны. Им придется надеяться только на то, что ЦАХАЛ не допустит повторения на северной границе кошмара 7 октября.

Их собратья на юге должны будут вернуться в свои дома, осознавая, что до тех пор пока по ту сторону границы находятся миллионы обездоленных людей (неважно, по чьей вине), над ними нависает угроза новой резни. И в данном случае надежда только на то, что ЦАХАЛ извлек уроки из печального прошлого.

Тех, кто мечтает о ситуации, в которой Израиль сможет жестко наказывать нарушителей подписанных соглашений, ждет горькое разочарование. Точно такое же, которое постигло тех, кто надеялся, что Израиль сможет использовать широкую общественную поддержку (в начале войны - и международную) для того, чтобы одержать однозначную победу.

Мечты о вчерашнем дне

Вот вам ближневосточный парадокс: чтобы выжить здесь, нужно мечтать - о мире или о неделимой Эрец-Исраэль, о Швейцарии или о Спарте. С другой стороны, для того чтобы управлять конфликтом, нужно отключиться от фантазий.

Эта война закончится: ей найдут подходящее имя и напишут ее героическую историю. Может быть, в конце концов даже будет создана комиссия по расследованию. Эта война закончится соглашением, невыгодным для Израиля. Но при разумном подходе это может быть лучше продолжения ситуации, когда мы просто делаем вид, что продолжаем войну.

Это соглашение предоставит нам несколько лет для того, чтобы восстановить душевные силы и позволить обществу и экономике прийти в себя. Но такую же передышку получит и противник: использует ли он это время, чтобы сделать что-то такое, что ему жалко будет терять? Можно надеяться, что да, и нужно опасаться, что нет.

Читайте также

Да, Ближний Восток - странное место. С одной стороны, здесь нужно мечтать. С другой - чтобы выжить, нужно смотреть в глаза суровой реальности. На воротах дантовского ада было начертано: "Оставь надежду, всяк сюда входящий". На воротах Ближнего Востока это сформулировано несколько иначе: "Оставь надежду на мир или на победу в войне".

Сначала эта фраза внушает не меньшее отчаяние. Но нет, в перерывах между войнами можно мечтать о долгих годах развития и процветания и надеяться на то, что эти мечты по крайней мере сильно отсрочат следующий раунд кровавого противостояния.

Источник: Walla

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке