Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+30+26
Иерусалим
+29+18

Мнения

А
А

Невозможно понять войну в Газе, игнорируя ХАМАС

Именно использование гражданских в качестве живого щита, туннели под школами и больницами, отсутствие различия между боевиком и гражданским - обуславливает масштаб разрушений и моральную сложность боевых действий.

Проф. Дани Орбах
04.08.2025
Источник:mnenia.zahav.ru
Израильские военные в огромном туннеле ХАМАСа, сектор Газа. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

Представьте себе, что вы смотрите жестокий боксерский поединок, в котором два соперника обмениваются ударами. Зрители могут поддерживать одного или другого, критиковать удары ниже пояса и другие нечестные приемы, но одно ясно любому наблюдателю - действия каждого из бойцов в значительной мере зависят от действий противника.

А теперь представьте, что в телевизионной трансляции внезапно убирают с экрана одного из участников. Вместо поединка, то есть взаимодействия между двумя противниками, зрители видят лишь человека, который словно обезумел, кричит и бьет кулаками в пустоту. Выглядит странно? Именно так мировые СМИ, правозащитные организации и немалая часть академических кругов видят операцию "Железных мечей".

В этой статье я оставляю в стороне обсуждение, оправданы ли действия Израиля, соответствуют ли они международному праву или нет. Фактический анализ поведения Израиля в ходе войны, который мы провели в исследовании, опубликованном Центром стратегических исследований Бегина-Садата, позволит каждому самостоятельно вынести моральную оценку. Однако, по мнению всех сторон, невозможно понять ничего в этой войне - ни массовое разрушение гражданской инфраструктуры в Газе, ни высокий побочный ущерб - не поняв, с каким противником сражается Израиль и каковы его методы ведения войны.

Война в секторе Газа - это типичная городская война. Городские войны, ведущиеся в плотной городской застройке, по самой своей природе чрезвычайно тяжелые для армий и разрушительные для гражданских. Каждая такая война - будь то в Грозном в 1990-х, в Нахр-эль-Барид (лагерь палестинских беженцев около Триполи, Ливан - прим. mnenia.zahav.ru) в 2007 году или в Мосуле против ДАИШ - оставила после себя колоссальные разрушения. Тем более когда противник использует всю городскую инфраструктуру в военных целях. А в операции "Железные мечи" ХАМАС делает это в беспрецедентных масштабах. Нам неизвестны примеры, когда негосударственная армия прокопала более 500 километров туннелей с тысячами шахт, соединяющих дома, госучреждения, школы, мечети и детсады в гигантскую подземную сеть, предназначенную почти исключительно для военных нужд - все это на небольшом и густонаселенном участке суши. Туннель, в котором были убиты шестеро заложников, например, начинался в детской комнате, на стенах которой были изображения Белоснежки и Микки Мауса.

Кроме того, ХАМАС заминировал десятки тысяч домов и использовал большое количество зданий в качестве огневых позиций, наблюдательных пунктов и складов оружия и ракет. В такой войне нет фронта и тыла, и солдаты не могут быть уверены, что даже здание, уже очищенное от боевиков, не будет вновь использовано ХАМАС как база для стрельбы по тылу или флангам.

Дети из Газы в форме боевиков и с оружием. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

Если даже в обычной городской войне разрушения бывают колоссальными, то в войне с системой обороны вроде той, что построил ХАМАС, разрушения неизбежно окажутся еще больше. В международной, а порой и в израильской риторике, разрушения в Газе воспринимаются как результат таких целей войны, как трансфер или воссоздание поселений, или как проявление жажды мести со стороны солдат и офицеров, особенно на фоне высказываний некоторых из них, а также политиков и министров, ликующих по поводу разрушений.

Однако предпосылка этой риторики - что разрушение было исключительно израильской инициативой - игнорирует военное взаимодействие, которое делает такие разрушения неизбежными, независимо от того, как политики намерены использовать это в будущем. Нет иного способа уничтожить столь обширную сеть туннелей и справиться с таким количеством заминированных зданий, соединенных с подземной военной инфраструктурой, кроме как полностью уничтожить все, что над ними - и это было бы так же верно, даже если бы в правительстве вместо Бецалеля Смотрича была бы Захава Гальон.

Невозможно также понять масштаб разрушений системы здравоохранения в Газе, не осознав, что ХАМАС систематически использует больницы в военных целях. Существуют многочисленные свидетельства этого - как от палестинцев, так и от иностранных волонтеров и израильских заложников, которых привозили в больницы, включая находки туннелей, оружия и военного оборудования внутри них. Помимо туннелей, обнаруженных в больнице "Шифа", мы недавно узнали, что лидер ХАМАС, Мухаммад Синуар, скрывался в туннеле в нескольких метрах от приемного отделения Европейской больницы в Хан-Юнисе.

Тем не менее, такие организации, как "Врачи за права человека", критикуя разрушения больниц, заявляют, что "на это нет доказательств". Этой слепоте не стоит удивляться, если учесть, что в их докладе ХАМАС упоминается всего 29 раз, тогда как Израиль - около 290. И в их представлении война ведется с односторонним участием.

То же самое касается и обсуждений гибели гражданских, или видеозаписей, где стреляют в людей призывного возраста, не держащих открыто оружие. Прежде всего, лучший способ защитить жизнь гражданских в условиях городской войны - это эвакуировать их. В Газе международное сообщество по своим причинам решило не позволять эвакуацию беженцев из зоны боевых действий, и также не сотрудничать с гуманитарными зонами, объявленными Израилем, в которых тот особенно осторожно действовал (между маем 2024 и мартом 2025, например, в этих безопасных зонах пострадали всего 550 человек, несмотря на то, что ХАМАС действовал из них - ничтожно малая доля от общего числа жертв войны в тот период).

ХАМАС набирает даже 14-летних

Каждому, кто удивляется числу погибших несовершеннолетних, следует понимать, что ХАМАС набирает боевиков не только с 18 лет, но и с 14, а иногда и с более младшего возраста. Различные террористические организации в Газе не носят форму и, как правило, не имеют оружия на виду. Боевики ХАМАС перемещаются по территории, часто в гражданской одежде, безоружные или переодетые женщинами, собирают стрелковое оружие из небольших надземных или подземных тайников, быстро атакуют и исчезают под землю. Как показали недавние инциденты, такие как инцидент с бронетранспортером Puma, в котором погибли семеро солдат, даже приближение к солдатам гражданских, выглядящих невооруженными, может привести к тяжелым катастрофам.

Важно подчеркнуть, что даже в таких условиях солдаты ЦАХАЛ обязаны защищать жизни невооруженных гражданских. В Газе были случаи убийств, которые невозможно оправдать никаким образом. Однако, как и в вопросе разрушений, случаи гибели невооруженных гражданских (или тех, кто выглядит невооруженным на видеозаписях) нельзя понять без осознания взаимодействия между наступающей регулярной армией и противником, который с цинизмом использует своих граждан в качестве живого щита и ведет бой среди гражданского населения, не проявляя ни малейшей заботы о его безопасности.

Читайте также

Как сказал один из лидеров ХАМАС, Муса Абу Марзук, в ответ на вопрос, почему они не построили убежища для жителей Газы внутри туннелей: "Мы не несем ответственности за гражданских. За них отвечают Израиль и ООН". Вся суть в этой фразе. И тот, кто настаивает на анализе войны, будто Израиль - единственный ее участник, а никакого ХАМАСа нет, просто не способен ее понять.

Проф. Дани Орбах - военный историк факультетов истории и азиатских исследований Еврейского университета

Источник:Walla

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке