Тезисы статьи в Bloomberg
▪️Европейский проект приближается к переломному моменту. Сочетание политического паралича, внешних угроз и экономического кризиса грозит положить конец амбициям Евросоюза стать самостоятельной глобальной силой и подтолкнуть страны-члены ЕС к защите собственных интересов.
▪️После десятилетий предупреждений и низких темпов экономического роста лидеры региона внезапно столкнулись со шквалом доказательств того, что упадок уже не остановить.
▪️Президент-еврофил Франции передает право вето над своим правительством ультраправым; крупнейший немецкий автопроизводитель впервые в истории заговорил о закрытии заводов у себя дома; американские технологические гиганты отворачиваются от европейского рынка из-за новых ограничений на технологию искусственного интеллекта.
▪️Все эти события подкрепляют неспособность ЕС действовать как сплоченный и динамичный экономический блок, подрывая его статус и снижая способность реагировать на широкий спектр угроз — от промышленной политики Китая до военной агрессии России или даже будущей антагонистической администрации в США.
▪️Недавнее безразличие или отказ правительств после призыва бывшего итальянского премьера Марио Драги увеличить инвестиции и наладить общие связи для борьбы со слабым ростом производительности подчеркивает, что регион практически оставил эти попытки.
▪️"Рост производительности труда просто катастрофичен. Европа все еще богата, но эти различия за 20 лет имеют огромные последствия", — говорит профессор Свободного университета в Брюсселе Гунтрам Вольф.
▪️Основная проблема заключается в том, что мир переживает драматические сдвиги, связанные с ухудшением климата, демографическими изменениями и переходом к постиндустриальной экономике - все явления, на которые Европа не способна и не готова реагировать.
▪️Геополитические соперники региона стремятся использовать эти трансформации в своих интересах, в то время как многие крупнейшие члены ЕС обременены экономическими моделями, которые слишком долго не приносили результатов, и беспокойными избирателями, которые не хотят принимать альтернативы.
▪️"В этом мире все очень резко и глубоко меняется. А мы не можем правильно отреагировать, потому что слишком медлительны", — считает бывший президент Польши Александр Квасьневский.
▪️Конечно, Китай борется с собственным экономическим спадом, а США приближаются к потенциально разрушительным выборам, когда их госбюджеты тоже на неустойчивой основе. Но обе эти страны имеют системы, которые в значительной степени централизуют принятие решений и генерируют огромные объемы частного или государственного капитала для обороны и инвестиций в передовые технологии.
▪️Европа не обладает ни одним из этих преимуществ, и это становится все более очевидным. Конечно, уровень жизни в богатых странах не находится на грани краха. Некоторые страны вполне могут выиграть от инвестиционных или торговых сделок с США, Китаем или Россией. Но чем дольше сохранятся нынешние тенденции, тем сильнее будет уязвимость Европы перед лицом резких потрясений.
▪️"Я действительно считаю, что мы находимся в зоне риска. В ближайшие два-три года, если мы будем следовать нашей классической программе, мы окажемся вне рынка. Я в этом не сомневаюсь", — заявил президент Франции Эммануэль Макрон в начале месяца на конференции в Берлине.
▪️Эти риски уже начинают вырисовываться для ЕС, поскольку зависимость блока от китайской экономики растет, даже несмотря на растущее число споров с Пекином.
▪️Макрон утверждает, что потеря дешевого российского ископаемого топлива после начала конфликта на Украине и появление агрессивной промышленной политики президента США Джо Байдена, требующие больших субсидий, означают разрыв со старой моделью, которая позволяла процветать европейской экономике, основанной на экспорте.
▪️Результат грозит нанести ущерб, выходящий за рамки простого отставания в инвестициях и производительности: лидеры региона теряют веру в европейский проект.
И речь не только о евроскептиках, таких как Виктор Орбан из Венгрии, который является "вечной занозой" для блока. Официальные лица основных европейских стран начинают рассматривать ЕС как препятствие, которое им нужно обойти, а не как источник процветания и защиты, как было до сих пор.
Читайте также
▪️Французские чиновники говорят об углублении интеграции с группой стран вне рамок блока. Польские власти выступают с аналогичными инициативами в области обороны. Премьер Испании отходит от принципов своей же торговой политики, чтобы привлечь китайские инвестиции.
▪️ Показательны и недавние решения Apple и Meta не поставлять свои новейшие продукты с искусственным интеллектом на рынок ЕС, что подрывает претензии блока на роль эталона мировых стандартов.
▪️За четверть века после создания валютного союза относительное падение ЕС не прекращалось. Анализ Bloomberg Economics показывает, что экономика блока была бы примерно на 3 триллиона евро больше, если бы она шла в ногу с США — этого достаточно, чтобы увеличить доход среднего работника примерно на 13 000 евро в год.
▪️"Фундамент, на котором мы строили, сейчас расшатывается. Это экзистенциальный вызов", — сказал бывший президент Европейского центрального банка Драги в предисловии к своему докладу, где он изложил план возрождения блока.
▪️Его ключевые рекомендации по использованию финансовой мощи ЕС за счет совместной эмиссии долговых обязательств были отвергнуты немцами, не желающими объединять риски с другими странами-членами. Остальные приоритеты, такие как создание совместного рынка капитала, еще не набрали обороты.
▪️"Очевидно, что Европа отстает от своих основных торговых партнеров — США и Китая", — заявляет министр финансов Греции Костис Хатзидакис. "Если она не примет срочных мер, спад в конечном итоге станет необратимым".