Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+28+22
Иерусалим
+27+17

Мнения

А
А

Концепция отчуждения

Чем больше было отчуждение между двумя любыми группами людей, чем меньше контактов и понимания, тем, соответственно, больше враждебности.

06.10.2024
Джо Байден в Мемориальном музее Холокоста, Вашингтон. Фото: Getty Images / Kevin Dietsch

Один из любимых тезисов ультраортодоксов, это то, что в современном антисемитизме виноваты в первую очередь ассимилированные евреи. Он прекрасно уживается с другим, не менее популярным тезисом, что евреев ненавидят исключительно за их любовь к "Отцу Небесному", сиречь за то, что исповедуют иудаизм, но "истинному верующему" как известно ни противоречия, ни факты никогда не мешают.

Однако вернемся к исходному тезису. Если обратится к истории, то в подавляющем большинстве случаем наблюдалось прямо противоположное: чем больше было отчуждение между двумя любыми группами людей, чем меньше контактов и понимания, тем, соответственно, больше враждебности. Это относится разумеется не только к евреям, но еврейская история, сколь это ни странно (с) подчиняется тем же правилам, что и история всех остальных.

Двадцать лет назад сильно нашумела книга Яна Гросса "Соседи" про массовое убийство евреев поляками в Едвабне. Основные факты там изложенные, в общем верны, но упущен едва ли не основной момент: евреи и поляки в Едвабне, равно как и в полутора десятках других населенных пунктах поблизости, где произошли аналогичные события, были очень плохими соседями. Взаимно. Настолько плохими, что никогда не здоровались, обычно знали соседей другой веры лишь по роду их занятий, но не по имени и так далее.

Нет, это никак не оправдывает погромщиков и это не было единственной причиной убийств, там совпал еще целый ряд других факторов, но оказалось, что ни в одном месте, где были все прочие факторы (включая, разумеется, антисемитизм), но не было такого отчуждения, убийств не было...

Аналогичную картину мы можем наблюдать и в более ранней истории. В Речи Посполитой евреи тесно контактировали со шляхтой и у последней никогда не возникало идеи перерезать евреев. Более того, хотя враждебность со стороны бюргеров в той же Польше принимала обычные уродливые формы вплоть до кровавых наветов, характерно, что даже при таковых обвинения выдвигались против конкретных людей, а не против еврейской общины в целом и к массовым репрессиям или погромам не приводили.

Читайте также

Далее мы видим отсутствие погромов в Италии, где евреи были многие столетия так сказать традиционной частью пейзажа и никогда не обособлялись резко от христианского населения.

Погромы времен крестовых походов в Германии так же устраивали проходившие мимо бандиты, а отнюдь не соседи, которые по сообщениям современных еврейских авторов пытались защитить евреев (не всегда успешно).

Во Франции до крестовых походов отношения с христианами были настолько хорошими, что Раши был озабочен отнюдь не антисемитизмом, а наоборот слишком тесной дружбой с невреями. Разумеется и там евреи чувствовали себя в полной бы безопасности.

И так далее, продолжать модно вплоть до появления еврейской диаспоры в эллинистическом мире.

Так что тезис о необходимости максимальной изоляции от "гойского мира" очевидно неверен. Но для тех, кто его выдвигает очень выгоден.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке