Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+22
Иерусалим
+28+18

Мнения

А
А

Варианты для ХАМАСа: так заканчивают свой путь террористические организации

Израиль пытается сокрушить ХАМАС - но более разумной стратегией будет выяснить, как ослабить поддержку группировки и ускорить ее саморазрушение.

15.09.2024
Источник:Детали
Израильские солдаты секторе Газа. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

"Заявленная цель Израиля в нынешней войне - победа над ХАМАСом. Мировое сообщество настаивает на том, чтобы Израиль минимизировал ущерб населению Газы. Отделить сложно: группировка сделала все, чтобы максимально срастись с населением, фактически управляя Газой, используя школы и больницы, а также самих жителей в качестве живых щитов. Нет сомнений в том, что ликвидация ХАМАСа пойдет на пользу палестинцам, Израилю, Ближнему Востоку и Соединенным Штатам", - пишет журнал Foreign Affairs.

Однако, как считает Одри Курт Кронин, директор Института стратегии и технологий Карнеги - Меллона, автор книги "Как заканчивается терроризм: понимание упадка и гибели террористических кампаний", Израилю требуется стратегия, позволяющая ускорить гибель самой террористической группировки, ибо на данном этапе любое количество гражданских жертв на руку ХАМАСу.

Кронин собрал данные о 457 террористических организациях и их судьбах за сто лет. С 7 октября 2023 года Израиль все еще пытается сокрушить ХАМАС - но Кронин более разумной стратегией полагает выяснить, как ослабить поддержку группировки и ускорить ее саморазрушение.

Достижение цели

Достижение целей - один из способов прекращения деятельности террористических групп. Пример - военизированное крыло Африканского национального конгресса (АНК), основанное Нельсоном Манделой с миссией борьбы с правительством ЮАР. Они получали всевозможную поддержку от СССР, от обучения до поставок оружия. Потом Манделу и еще многих арестовали, Мандела стал народным героем, просидел в тюрьме 27 лет, потом АНК победил. США исключили АНК из списка террористов только в 2008 году. Сегодня вскормленная АНК современная ЮАР подает иск против Израиля.

Еврейскую организацию "Иргун" также можно отнести к данной категории.

ХАМАС вряд ли из этого списка. Израиль намного сильнее в военном и экономическом измерении, и у него есть поддержка Соединенных Штатов. Для ХАМАСа единственный способ достичь своей цели "полного освобождения Палестины от реки до моря" - если Израиль уничтожит себя сам.

Силовое уничтожение

Второй способ, которым террористическая группа может закончить свое существование, - мятеж. Это происходит, когда группа мобилизует достаточно населения, чтобы бросить вызов государству за контроль над территорией и ресурсами. Классический пример - хуситы.

Третий способ кончины террористических групп - успешное силовое подавление их государствами. Именно такого финала добивается сейчас Израиль в войне с ХАМАСом. Да, подавление может быть успешным, хотя и с огромными издержками.

Показательна в этом история российских народовольцев, разрабатывавших целенаправленные убийства "лидеров угнетения", начиная от императора Александра II. Численность активных, юридически оформленных членов партии составляла примерно 500 человек, но участвовали в ее деятельности в 10-20 раз больше.

По ведомостям департамента полиции, только с июля 1881 года по 1883 год подверглись репрессиям за участие в "Народной воле" почти 8 тысяч человек. Они вели пропагандистскую, агитационную и организаторскую работу среди всех слоев населения России - от крестьянских "низов" до чиновных "верхов". Что же касается террора, то он был делом исполнительного комитета партии и нескольких сменявших друг друга метальщиков, техников, наблюдателей.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

В подготовке и осуществлении всех восьми народовольческих покушений на царя из рядовых членов партии участвовали 12 человек, известные поименно. Их деятельность была подавлена репрессивным путем, однако потом лозунг "долой самодержавие" вылился в торжество одного из самых жестоких режимов ХХ века.

В 2008-2009 годах правительство Шри-Ланки уничтожало "Тигров освобождения Тамил-Илама", заперев группировку на небольшой полоске земли в северо-восточном регионе государства. В результате операции, по данным ООН, погибли десятки тысяч мирных жителей. Но эта же операция фактически положила конец группировке и масштабной гражданской войне, бушевавшей в Шри-Ланке почти три десятилетия.

В целом, однако, военные репрессии имеют плохую репутацию. Их трудно и дорого поддерживать, и они, как правило, работают лучше, когда членов террористической группы можно отделить от остального населения, а это условие трудновыполнимо. Репрессивные кампании препятствуют гражданским свободам, отягощают структуру государства, тактика выжженной земли меняет характер общества и поднимает вопрос о том, что именно защищает правительство.

К 2017 году коалиция под руководством США отвоевала захваченные ИГИЛом в 2014 году в Ираке и Сирии территории и сократила присутствие группировки в этих местах. Однако ИГИЛ не прекратил свое существование. Вместо этого он раскололся на девять групп, которые называет "провинциями". Они базируются по всему миру и до сих пор планируют и осуществляют кровавые атаки. ХАМАС похож на ИГИЛ и, с точки зрения израильских "ястребов", может быть побежден аналогичным образом.

В отличие от "Исламского государства", явно транснационального движения, ХАМАС - исключительно палестинская группа, сосредоточенная на завоевании контроля над спорной территорией. Военная сила может ослабить влияние ХАМАСа в секторе Газа, но без политического решения основного территориального спора группировка вскоре возродится в той или иной форме и возобновит нападения на израильские военные силы и мирных жителей.

Большинство группировок, определенных как террористические, так или иначе относятся к исламистским. Среди их "нижних чинов" есть категория террористов-смертников, камикадзе, которые готовы пожертвовать собой, создавая образ мучеников. Высшее руководство ХАМАСа с виллами в Катаре к такой категории уж точно не относится, зато де-факто зачисляет в эту категорию любых жителей Газы, что, безусловно, затрудняет борьбу с группировкой.

Обезглавливание

Четвертый способ борьбы с террористическими организациями - арест или убийство их лидеров.

Direct Action, леворадикальная французская группа, с 1982 года совершала атаки с применением бомб или огнестрельного оружия на различные "капиталистические" цели - офисы и фабрики, а также полицейские участки, мировые суды и военные объекты. За годы активной деятельности ее члены убили 12 человек и ранили 26. Они участвовали в ряде антиеврейских рейдов, включая нападение с пулеметами и гранатами на еврейский ресторан. Группа изрядно поутихла после ареста ее лидеров в 1987 году.

В 1992 году был арестован Абимаэль Гусман, лидер крайне левого перуанского террористического ополчения "Сендеро Луминосо". Насилие немедленно пошло на спад, боевики приняли правительственную амнистию, и в течение следующих десяти лет группа распалась на гораздо более мелкие банды, переключившись с политической деятельности на наркоторговлю.

"Аум Синрикё", японский террористический культ конца света, в конечном итоге отказался от насилия после ареста его лидера Сёко Асахары в 1995 году.

ХАМАС не лучший кандидат для стратегии обезглавливания. Если бы убийство лидеров могло положить конец группировке, это произошло бы давно. В 1996 году израильские силы безопасности привели в действие взрывное устройство внутри мобильного телефона, которым пользовался Яхья Айяш, высокопоставленная фигура в ХАМАСе и главный производитель бомб группировки. С началом Второй интифады несколько лет спустя убийства участились, и в 2004 году Израиль убил основателя ХАМАСа Ахмеда Ясина.

Исследование 2006 года, проведенное учеными Мохаммедом Хафезом и Джозефом Хэтфилдом, рассмотрело уровень агрессии ХАМАСа до и после таких убийств и пришло к выводу, что их влияние было незначительным. Этот вывод подтвердили и последующие исследования. Целенаправленные убийства едва ли повлияли на возможности или намерения группировки.

Через несколько недель после атаки 7 октября премьер-министр Биньямин Нетаниягу заявил, что Израиль "убьет всех лидеров ХАМАСа, где бы они ни находились". С октября прошлого года Израиль сообщил об убийстве более ста главарей ХАМАСа, включая некоторых старших командиров военного крыла группировки.

Однако на протяжении десятилетий группировка демонстрировала способность заменять ключевых лидеров. Кроме того, целевые убийства, публично не связанные с конкретными операциями, дают повод отождествлять действия государства как морально эквивалентные действиям самой террористической группировки. Тому пример - желание прокурора МУС арестовать и Синуара, и Нетаниягу.

Другие возможности

Эксперты рассматривают в качестве альтернатив два варианта, вряд ли применимые к ХАМАСу.

Переговоры. Например, в Северной Ирландии Соглашение Страстной пятницы 1998 года положило конец десятилетиям террористической кампании Временной Ирландской республиканской армии.

В 2016 году Революционные вооруженные силы Колумбии заключили сложное соглашение с правительством и согласились разоружиться и действовать как обычная политическая партия.

Подобно ХАМАСу, обе эти группы с энтузиазмом убивали мирных жителей. Говорить с ними было трудно чиновникам, а принять убийц обратно в общество было трудно для самого общества, особенно для жертв и их семей. Но кровопролитие прекратилось.

Переговоры Израиля с ХАМАСом результативными назвать трудно. Распространено мнение, что Нетаниягу не подписывает соглашение из политических соображений. Еще один фактор - появление за столом переговоров террористической группировки подрывает нарратив о том, что нет альтернативы насилию. Террористы обычно затягивают переговоры, выдвигая все новые требования. ХАМАС сегодня, более чем когда-либо, привержен идее так называемого решения с одним - своим - государством.

Читайте также

Самороспуск - как вариант с примером "Черного сентября" - крайне мутная история. По словам историка Бенни Морриса, Организация освобождения Палестины (ООП) закрыла "Черный сентябрь" в сентябре 1973 года из-за "политического расчета, что терроризм за рубежом больше не принесет пользы". Но в 1981-м "Черный сентябрь" взял на себя ответственность за взрыв в синагоге в Антверпене, в результате которого погибли три человека и 106 получили ранения.

И наконец, последний, самый, пожалуй, невероятный на сегодняшний день сценарий - самопоражение группировки. Халиль Шикаки, палестинский политолог и социолог, считает, что поддержка ХАМАСа резко возрастает во время конфронтации с Израилем, но затем падает, когда группа не в состоянии обеспечить позитивные изменения. В этом случае ХАМАС не может прекратить войну - нет мотивации.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке