Тезисы статьи в The Financial Times
▪️Попросите генерального секретаря НАТО назвать решение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, которое раздражает его больше всего, и он, вероятно, назовет покупку российской системы противоракетной обороны С-400.
▪️Но у НАТО есть еще более серьезная проблема, когда речь заходит о связях между Турцией и Россией - атомная электростанция "Аккую". Эрдоган любит называть этот объект, строящийся российской государственной компанией "Росатом" на побережье Средиземного моря, "первой атомной электростанцией Турции". На самом деле она принадлежит России.
▪️В стандартной модели проектирования, закупок и строительства поставщик проектирует и строит реактор, а затем передает ключи. В "Аккую" используется беспрецедентная для отрасли модель "строительство-владение-эксплуатация". Россия сохраняет контрольный пакет акций, но несет все финансовые, эксплуатационные и строительные риски.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
▪️Пакет "все включено", предлагаемый Москвой, охватывает строительство, эксплуатацию, обучение персонала, обращение с отработанным ядерным топливом и окончательный вывод из эксплуатации - все это очень привлекательно для такого новичка в атомной отрасли как Турция.
▪️Контракты типа "строительство-владение-эксплуатация" дорого обходятся Москве, поэтому Россия применила их только на АЭС "Аккую" и не хочет использовать снова. Но президент Владимир Путин, видимо, считает, что выгоды от владения стратегической инфраструктурой в одной из стран НАТО перевешивают финансовые риски. Возможно, он прав.
▪️Проект "Аккую" превозносился Эрдоганом как план по снижению энергетической зависимости Турции, особенно от России. Но вместо этого соглашение связывает Турцию и Россию на ближайшее столетие - через ожидаемый 60-летний цикл эксплуатации и последующий процесс вывода из эксплуатации.
▪️Оппозиционные партии Турции выступают против проекта. Чтобы защитить его, Эрдоган подписал с Путиным межправительственное соглашение, что делает конституционно невозможным для правительства после Эрдогана оспорить его. Это означает, что Россия, известная использованием энергии в качестве геополитического оружия, будет иметь прямой контроль над стратегической инфраструктурой в одной из стран НАТО в течение 100 лет, независимо от того, кто находится у власти.
▪️И это еще не все. АЭС "Аккую" находится недалеко от авиабазы "Инджирлик", где расположено крупнейшее хранилище ядерного оружия НАТО и центр поддержки миссий альянса. АЭС также находится в непосредственной близости от натовского радарного комплекса ПРО в Кюречике.
▪️По контракту "строительство-владение-эксплуатация" российский персонал и имущество находятся вблизи этих объектов НАТО. Турция может построить еще один радар для защиты станции.
Читайте также
▪️Военные аналитики и представители оборонных ведомств опасаются, что, поскольку АЭС "Аккую" принадлежит России, Москва может потребовать эксплуатации этого радара и ввести войска для обеспечения безопасности.
▪️Запад в значительной степени игнорирует использование Россией атомной энергии для создания долгосрочных политических, экономических и военных связей со стратегически важными странами.
▪️В то время как Турция подверглась критике и попала под санкции за покупку С-400, западные страны отнеслись к "Аккую" сдержанно. Но теперь Турция хочет построить второй ядерный реактор, и Россия лидирует в этом тендере.
Гёнюль Тол - директор турецкой программы в Институте Ближнего Востока