Госсекретарь США Энтони Блинкен 18 августа прибыл в Израиль. Это девятое региональное турне главы Госдепа с момента нападения ХАМАС на Израиль 7 октября. Блинкен сказал, что прибыл в Тель-Авив, чтобы "довести до финишной черты" соглашение между Израилем и ХАМАС.
"Это решающий момент - возможно, лучшая, и может быть, последняя возможность вернуть заложников домой, добиться прекращения огня и поставить всех на лучший путь к прочному миру и безопасности", - сказал Блинкен в ходе встречи с президентом Израиля Ицхаком Герцогом.
В основе переговорного процесса, который проходит в Катаре и в Египте, лежит соглашение, изложенное американским президентом Байденом 31 мая. Согласно этому плану, на первом этапе боевые действия в Газе будут заморожены на шесть недель, в это время также будут освобождены захваченные в Израиле заложники и палестинцы из израильских тюрем.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
В начале нового раунда переговоров американские официальные лица говорили о сделке с осторожным оптимизмом. Однако пока госсекретарь США летел из Вашингтона в Тель-Авив, официальные представители ХАМАС отвергли компромиссные предложения посредников из США и Египта по перемирию в секторе Газа.
По словам представителей ХАМАС, американские предложения полностью соответствуют требованиям правительства Израиля и поэтому являются неприемлемыми, но в то же время в группировке предупреждают, что еще многое предстоит согласовать.
Израиль представлен на переговорах главами разведки "Моссад" Давидом Барнео и службы внутренней безопасности ШАБАК Роненом Баром. Представители ХАМАС в переговорах не участвуют. По информации Reuters, в переговорах принимает участие директор ЦРУ Уильям Бернс.
Израильские военные эксперты считают, что ЦАХАЛ может прекратить боевые действия и уйти из сектора Газа, однако оставление Филадельфийского коридора (границы между сектором Газа и Египтом) они называют неприемлемым для израильской стороны условием, поскольку именно через тоннели, находящиеся в этой части анклава, боевики получали оружие.
Пока не ясно, сколько заложников могут освободить, ХАМАС до сих пор не предоставил информацию о том, сколько заложников живы. Среди них есть те, кто является не только израильскими гражданами, но и гражданами Франции, США, России и других стран.
По мнению израильского военного аналитика Давида Шарпа, освобождение небольшого числа заложников сделало бы практически невозможным освобождение оставшихся.
Давид Шарп: Для ХАМАСа заложники - это главный стратегический ресурс. Мы не знаем, сколько из более чем сотни заложников живы. Это оказывает существенное влияние на тактику и стратегию армии, это заставляет Израиль во время боевых действий где-то не наносить удары, куда-то не заходить, где-то быть осторожными. Возможно, заложники являются "живым щитом" для отдельных лидеров ХАМАСа, в том числе и Синуара. Это предположение вполне логично. Наконец, это средство колоссального давления внутри Израиля. Более того, ХАМАС требует в обмен на остальных заключенных, кроме прекращения войны и отступления со всех точек, еще и освобождения таких террористов, которых в Израиле не хотят освобождать. Причем речь идет о тысячах.
То есть ХАМАСу не с руки отпускать большую часть заложников. Пока они у него есть, у него остается рычаг постоянного давления на Израиль, и это может продолжаться годами.
Напрашивается вывод, что если в рамках первого этапа будет освобождено малое число заложников, шансов освободить тех, кто остаются, будет мало. Остаются варианты: либо освобождать заложников силой, либо дождаться, пока ХАМАС изменит свою позицию. Если боевые действия продолжатся после первого этапа обмена, то, естественно, риски для оставшихся заложников тоже возрастают.
Израиль согласился на многие из уступок, но переговоры еще очень далеки от завершения. В общем ситуация с точки зрения спасения жизней заложников очень сложная и очень плохая. А если Израиль идет на стратегические уступки, под удар ставятся жизни многих людей в будущем.
Одно из условий ХАМАС не просто прекращение боевых действий, но и оставление Израилем Филадельфийского коридора. Многие ваши коллеги говорят о том, что это совершенно неприемлемое условие, поскольку ХАМАС может довольно быстро возобновить поставку вооружений через этот коридор. Каков ваш комментарий по этому поводу?
Давид Шарп: Сторонники выхода из Газы и оставления Филадельфийского коридора говорят, мол, можно на шесть недель выйти из Газы, что требуется на первом этапе сделки, а потом мы войну возобновляем, если дальше дело пошло не так, как хотели, и можно будет спокойно войти обратно и возобновить боевые действия. Но ХАМАС в Газе не исчез или почти не исчез. И если узкий коридор Филадельфия не контролируется Израилем, значит, есть контрабанда. Это может быть и не в очень больших количествах, но зато важные вооружения, в том числе такие, которых до сих пор у ХАМАСа не было, но есть у "Хизбаллы", будут поступать в Газу. Есть системы вооружений, которые будут более опасны даже в мизерных количествах. Достаточно, чтобы они просто доходили до Синая. То есть Филадельфийский коридор кардинально важен. Это первое.
Читайте также
Второе: допустим, на 42 дня израильская армия уходит, потом возвращается. Все довольны, армия вернулась. К тому же там стерли с лица земли многие прилегающие к коридору строения. То есть вернуться туда легче, чем в начале. Но за 42 дня и более ХАМАС, естественно, неплохо подготовится, и израильская армия снова будет нести потери. Еще одна проблема заключается в том, что сделка любой ценой - это попытка обмануть себя.
В свое время, перед тем, как было подписано соглашение в Осло, когда Израиль оставлял территорию, ему говорили что если там будут проблемы, Израиль легко вернется и одним танковым взводом наведет порядок. Некоторые руководители страны искренне думали, что подписывали договоры, привлекающие американцев.
Я вижу сейчас похожую ситуацию. Допустим, сделка происходит в ближайшие дни, дальше все пошло плохо, ХАМАС подготовился, Израиль решает снова вернуть коридор Филадельфия под свой контроль. С политической точки зрения, мне очень сложно поверить, что Израилю позволят за несколько недель до выборов президента США все это тут устроить. Для мира и для американцев главное не освобождение заложников, и они открытым текстом говорят о прекращении огня. Ради этого они стараются и ради этого готовы предпринимать все, что угодно.
Более того, у ХАМАСа остаются другие заложники, которыми после первого этапа можно будет манипулировать, чтобы внутри Израиля было давление. Сколько месяцев заняло у Израиля решиться в первый раз войти в Рафах? Поэтому, на мой взгляд, все это выглядит, мягко говоря, маловероятным. Так и хочется сказать тем, кто дает оптимистические обещания, кого вы пытаетесь обмануть? Это повышает риски для всего Израиля.