Тезисы статьи в Foreign Affairs
▪️На полях сражений в Украине будущее войны быстро становится ее настоящим. Тысячи беспилотников заполняют небо. Эти дроны и их операторы используют системы ИИ, чтобы избегать препятствий и определять потенциальные цели. Модели ИИ также помогают Украине предсказать, куда нанести удар.
▪️Российские части находятся под постоянным наблюдением, а их линии связи, как и украинские, могут быть нарушены противником. Оба государства стремятся разработать еще более совершенные технологии, способные противостоять непрерывным атакам и преодолеть оборону противника.
▪️Конфликт на Украине - далеко не единственное противостояние, в котором новые технологии меняют характер военных действий. В Мьянме и Судане и повстанцы, и правительство используют беспилотные автомобили и алгоритмы для ведения боевых действий. В 2020 году автономный беспилотник турецкого производства, использованный ливийскими войсками, поддерживаемыми правительством, нанес удар по отступающим боевикам - возможно, это первая атака беспилотников, проведенная без участия человека.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
▪️В некотором смысле в темпах таких разработок нет ничего удивительного. Война всегда подстегивала инновации. Но сегодняшние сдвиги необычайно стремительны, и они будут иметь гораздо больший эффект. Будущие войны уже не будут сводиться к тому, кто сможет массово уничтожить больше людей или поставить на вооружение лучшие самолеты, корабли и танки. Вместо этого в них будут доминировать все более автономные системы вооружений и мощные алгоритмы.
▪️К сожалению, это будущее, к которому США по-прежнему не готовы. Самолеты, корабли и танки не приспособлены для защиты от натиска дронов. Военные еще не освоили искусственный интеллект. Пентагон не имеет достаточного количества инициатив, направленных на исправление этих недостатков, и его текущие усилия продвигаются слишком медленно.
▪️Тем временем российские военные задействовали на Украине множество беспилотников, оснащенных ИИ. В апреле Китай объявил о крупнейшей за почти десятилетие военной реструктуризации с акцентом на наращивание сил, управляемых технологиями.
▪️Если США хотят остаться ведущей мировой державой, им придется быстро сменить курс. Необходимо трансформировать американские вооруженные силы, чтобы сохранить решающее военное преимущество и обеспечить этичное использование роботов и искусственного интеллекта.
▪️Военным планировщикам часто было трудно предсказать, какие инновации определят ход будущих сражений. Но сегодня прогнозы делать легче. Беспилотники вездесущи, а роботы используются все чаще. Конфликты в Газе и в Украине показали, что ИИ уже меняет методы ведения боевых действий.
▪️В следующем крупном конфликте, вероятно, произойдет массовая интеграция искусственного интеллекта во все аспекты военного планирования и ведения боевых действий. Например, системы ИИ смогут моделировать различные тактические и оперативные подходы, резко сокращая время между подготовкой и исполнением.
▪️Китайские военные уже создали ИИ-командующего, который обладает верховной властью в крупномасштабных виртуальных военных играх. Хотя Пекин запрещает системам искусственного интеллекта принимать решения в реальных ситуациях, он может использовать уроки, извлеченные из многочисленных виртуальных симуляций, и передавать их людям, принимающим решения.
▪️В конечном итоге Китай, как и другие государства, может наделить модели ИИ правом принимать решения. Военные смогут потягивать кофе в своих офисах, наблюдая за экранами вдали от поля боя, пока система ИИ управляет всеми видами роботизированных военных машин. Украина уже стремится передать роботам как можно больше опасных фронтовых задач, чтобы сохранить дефицитный личный состав.
▪️Пока автоматизация сосредоточена на военно-морских и воздушных силах в виде морских и воздушных беспилотников. Но вскоре она перейдет к наземным боевым действиям.
▪️В будущем первую фазу войны, скорее всего, будут вести наземные роботы, способные выполнять любые задачи - от разведки до прямых атак. Россия уже развернула беспилотные наземные машины, способные запускать противотанковые ракеты, гранаты и беспилотники. Украина использует роботов для эвакуации раненых и обезвреживания взрывчатки.
▪️Следующее поколение машин будет управляться системами ИИ, которые будут использовать роботов для составления карты поля боя и прогнозирования точек атаки. Даже когда в бой вступят люди, ими будут руководить дроны с видом от первого лица, которые помогут идентифицировать врага (как это уже происходит в Украине). Они будут полагаться на машины, чтобы разминировать минные поля, принимать первые залпы неприятеля и выявлять скрытых противников.
▪️Если российско-украинский конфликт распространится на другие части Европы, первая волна наземных роботов и воздушных дронов может позволить как НАТО, так и России контролировать более широкую линию фронта, чем могут атаковать или защищать одни только люди.
▪️Автоматизация войны может оказаться крайне важной для спасения жизней мирных жителей. Исторически войны велись на открытой местности, где живет мало людей. Но по мере того, как глобальная урбанизация приводит к тому, что все больше людей оказываются в городах, решающими полями сражений будущего, скорее всего, станут густонаселенные районы.
▪️Такие бои гораздо более смертоносны и требуют гораздо больше ресурсов. Поэтому для них потребуется еще больше роботизированного оружия. Военным придется размещать на улицах небольших маневренных роботов (например, собак-роботов) и запускать в небо беспилотные летательные аппараты, чтобы взять под контроль городские позиции. Управлять ими будут алгоритмы, способные обрабатывать визуальные данные и принимать решения за доли секунды.
▪️Доступность этого оружия, разумеется, значительно облегчит нападение, что, в свою очередь, расширит возможности небогатых негосударственных акторов. В 2016 году террористы ИГИЛ использовали дешевые беспилотники для противодействия поддерживаемому США наступлению на сирийский город Ракка и иракский город Мосул, сбрасывая с неба боеприпасы размером с гранату. Сегодня повстанцы, поддерживаемые Ираном, используют беспилотники для нанесения ударов по американским авиабазам в Ираке. Хуситы атакуют дронами корабли в Красном море.
▪️В случае китайской десантной операции беспилотники могут помочь и Тайваню. Хотя Пекин вряд ли начнет полномасштабное наступление на остров в ближайшие несколько лет, председатель КНР Си Цзиньпин приказал, чтобы к 2027 году вооруженные силы были способны вторгнуться на Тайвань.
▪️Чтобы остановить такое нападение, Тайвань и его союзники должны будут поразить огромное количество вражеских десантных кораблей в течение очень короткого промежутка времени. Беспилотные системы на суше, море и в воздухе - возможно, единственный способ сделать это эффективно.
▪️В результате союзникам Тайваня придется адаптировать оружие, используемое в Украине, к другому типу поля боя. В отличие от украинцев, которые в основном воюют на суше и в воздухе, тайваньцы будут полагаться на подводные дроны и автономные морские мины, которые могут быстро перемещаться в ходе боя. А их воздушные беспилотники должны быть способны совершать длительные полеты над большими участками океана. Западные правительства разрабатывают такие беспилотники, и как только эти новые модели будут готовы, Тайвань и его союзники должны начать их массовое производство.
▪️Ни одно государство не готово к будущим войнам. Ни одна страна не начала масштабное производство оборудования, необходимого для роботизированного оружия, и ни одно государство не создало программного обеспечения, необходимого для полноценной работы автоматизированного оружия.
▪️Но некоторые страны продвинулись дальше других. И, к сожалению, противники США во многом опережают их. Россия, получив опыт в Украине, резко увеличила производство дронов и теперь использует беспилотные аппараты с большим эффектом на поле боя. Китай доминирует на мировом рынке коммерческих дронов: китайская компания DJI контролирует около 70% мирового производства коммерческих БПЛА.
▪️Если говорить об искусственном интеллекте, то США по-прежнему обладают самыми качественными системами и тратят на них больше всего средств. Однако Китай и Россия стремительно набирают обороты. У Вашингтона есть ресурсы, чтобы и дальше опережать их, но даже если он сохранит это преимущество, ему будет трудно преодолеть бюрократические и промышленные препятствия на пути внедрения изобретений на поле боя.
▪️В результате американские военные рискуют вести войну, в которой их первоклассная подготовка и превосходное обычное вооружение окажутся менее эффективными. Например, американские войска не будут полностью подготовлены к действиям на поле боя, где каждый их шаг может быть замечен, и где они могут быть быстро обнаружены дронами, парящими над головой. Такая неопытность особенно опасна на открытых полях сражений, таких как в Украине, а также в других странах Восточной Европы или на широких просторах Арктики.
▪️Вооруженные силы США также будут особенно уязвимы в городских условиях, где противнику легче прервать американские линии связи, и где многие виды американского оружия менее полезны.
Читайте также
▪️Даже на море Соединенные Штаты будут уязвимы перед натиском своих противников. Китайские гиперзвуковые ракеты могут потопить американские авианосцы еще до того, как они выйдут из Перл-Харбора. Пекин уже развертывает системы наблюдения и радиоэлектронной борьбы, оснащенные искусственным интеллектом, которые могут дать ему преимущество над США во всем Индо-Тихоокеанском регионе. В воздухе способный, но дорогостоящий F-35 может столкнуться со стаями дешевых беспилотников. Как и тяжелобронированные танки Abrams и Bradley на земле.
▪️Учитывая эти печальные факты, американские военные планировщики вправе сделать вывод, что эпоха кампаний "шока и трепета", в ходе которых Вашингтон мог уничтожать своих противников с помощью подавляющей огневой мощи, закончилась.
Авторы статьи - председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США с 2019 по 2023 год, приглашенный профессор Принстонского университета Марк Милли и председатель специального проекта по изучению конкуренции, бывший генеральный директор и председатель совета директоров компании Google Эрик Шмидт.