Часть первая. Мусульмане
После субботней атаки на израильский город Мадждаль-Шамс, официальные лидеры "Хизбаллы" немедленно поспешили опровергнуть свою причастность к удару, после того как были оглашены его итоги. Причиной тому стало то, что население этого города преимущественно состоит из друзов - этнической группы, составляющей почти 6% от населения Ливана, и контролирующей обширные территории к югу от Бейрута и вдоль границы с Израилем и Сирией. Однако далеко не только ярость ливанских друзов способна дестабилизировать обстановку внутри страны и ослабить позиции "Хизбаллы". Разберемся, как обстоят дела у шиитской группировки на внутренней арене и начнем с ливанских мусульман.
Сунниты. 20 лет назад в Ливане произошла Кедровая революция, целью которой был вывод сирийских войск с территории Ливана (прошиитская Сирия занимала половину страны с 1976 по 2005), а также разоружение "Хизбаллы". Во главе революции стоял альянс ливанских суннитов и христиан, который сумел свергнуть, опирающуюся на "Хизбаллу" действующую власть, хотя и не смог добиться разоружения группировки. С тех пор "Хизбалла" сумела вернуть себе власть и прогнуть суннитов под себя, заставив их войти в свою коалицию. Тем не менее, в последнее время на фоне потенциальной тотальной войны с Израилем со стороны суннитов все чаще и чаще звучит критика в сторону шиитской организации. Например, на ливанском суннитском канале MurrTV неоднократно появлялись гости, которые заявляли, что Израиль - это, конечно, враг, но именно "Хизбалла" втянула Ливан в эту войну и рискует уничтожить страну. Вдобавок, 66% процентов суннитского населения поддерживают идею, что политическая и экономическая реформы для Ливана гораздо важнее любого внешнеполитического вопроса, то есть две трети суннитов считают, что вопрос Газы не стоит того, чтобы ради него приносить в жертву и без того полумертвую экономику страны вместе с остатками ее благополучия.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Шииты. Да, вы правильно прочитали. Возможность "Хизбаллы" создавать постоянную угрозу Израилю на его северной границе во многом обусловлена тем, что весь юг Ливана контролируют шииты, многие из которых входят в ряды "Хизбаллы". Но стратегическое преимущество может легко оказаться политической проблемой, если начинается реальный конфликт. Точно так же, как и на севере Израиля, вся приграничная зона южного Ливана эвакуирована, и именно шиитские поселения одно за другим превращаются в пыль. И если сторонники "Хизбаллы" еще готовы с этим мириться (хотя и у них появляется все больше и больше вопросов), то многие их соседи проявляют гораздо меньше терпения, не понимая, чего ради их деревни должны превращаться во вторую Газу. Дошло до того, что в октябре прошлого года в Ливане было создано шиитское протестное движение под названием "Тахрир" ("освобождение"). От кого они собрались освобождать Ливан, пояснять не нужно.
Однако, несмотря на все это, и даже на тот факт, что 30 лет назад произраильская армия южного Ливана, в основном состоящая из шиитов, воевала против той же "Хизбаллы", ожидать сегодня, что шииты или сунниты с оружием пойдут против группировки, не приходится. Мусульмане в Ливане смирились с реальностью, в которой "Хизбалла" контролирует страну.
Но. Все это актуально, пока есть сама страна. Ни большинство суннитов, ни множество шиитов не простят "Хизбалле" втягивание Ливана в войну с абсолютно катастрофическими для страны итогами. А непредсказуемые последствия их гнева и ярости могут обернуться для "Хизбаллы" колоссальными проблемами.
Часть вторая. Немусульмане
Христиане. Со времен гражданской войны через Кедровую революцию и до наших дней марониты (ливанские христиане) всегда были, есть и, видимо, будут главными врагами "Хизбаллы" внутри Ливана. Более того, именно христианские партии "Ливанские силы" и "Катаиб" одни из немногих по-прежнему сохраняют верность идеям Кедровой революции, открыто выступая против "Хизбаллы". И помимо очевидного факта, что христиане, как и многие другие в стране, не хотят, чтобы Ливан был втянут в войну, существует и еще один фактор. Многие христиане верят, что именно Израиль спас их от бойни, которую им могли устроить ливанские мусульмане во времена гражданской войны, а потому не только выступают против войны, но и открыто призывают к нормализации отношений с Израилем. А некоторые идут еще дальше и заявляют, что искренне надеются на то, что Израиль уничтожит "Хизбаллу" раз и навсегда.
Друзы. Во времена все той же Кедровой революции друзы вместе с христианами и суннитами боролись за свержение власти, опирающейся на "Хизбаллу", и требовали разоружения группировки. С тех пор "Хизбалла", используя метод "разделяй и властвуй", смогла расколоть друзскую общину и, угрожая междоусобной войной в друзском секторе, заставила значительно снизить уровень критики в свой адрес. Но у друзской общины есть одна важная особенность: из-за отсутствия какого-то подобия церквей или мечетей, главной святыней для каждого друза остается его дом (из-за этого, например, жители того же Мадждаль-Шамса отказались эвакуироваться, несмотря на всю опасность). Поэтому 3 года назад друзы наглядно продемонстрировали, что не хотят быть частью войны между Израилем и "Хизбаллой", когда несколько боевиков группировки додумались поставить в друзском городе Шуя пусковую установку, направленную на Израиль. Собравшаяся община города доступно объяснила гостям, что не позволит "Хизбалле" использовать свои деревни, силой затолкав боевиков обратно в машины и заставив немедленно покинуть город. С тех пор подобных инцидентов не было.
Читайте также
А теперь ко всему вышесказанному добавим географический фактор. Шиитский юг Ливана ограничен с севера территориями христиан и друзов, которые либо ненавидят "Хизбаллу", либо не позволят им рисковать самым святым для себя местом - своим домом. Значит, в случае масштабного наступления Израиля вглубь страны (за реку Литани) "Хизбалле" придется отступать на территорию, которая будет предельно враждебна их присутствию. Последствия этого просчитать практически невозможно.
Стоит также помнить, что, помимо уничтожения Израиля, у "Хизбаллы" есть и другая не менее важная цель — создание в Ливане исламской республики по образу и подобию Ирана. И момент, когда закон Шариата воцарится в стране, приближается с каждым днем. Весь разрозненный Ливан либо смирился с этой реальностью, либо не имеет должного уровня организации, чтобы хоть как-то бороться с властью "Хизбаллы" и ее последствиями в виде полностью разрушенной экономики и абсолютно нефункционирующего государства. Но чем ближе война с Израилем, тем громче звучат голоса, требующие от Насраллы остановиться. Если война начнется, то заговорят все: от заклятых врагов "Хизбаллы" до тех, кто должен стать основой нового шиитского государства на Ближнем Востоке, потому что, как бы ни отличались обычный мусульманин от обычного христианина, их объединяет то, что они оба скорее предпочтут жить под законом Шариата, чем не жить вовсе.