Недавно мне довелось поговорить с одним ветераном "Ликуда" - одним из тех, кто всем сердцем верил в Нетаниягу, щедро тратил на него свои время и энергию, но при этом не отказался от способности к рациональному мышлению. Некоторые из этих людей стали настолько острыми критиками своего лидера, что сейчас склоняются к еще более апокалиптическим прогнозам, чем те, кото принято считать апологетами лозунга "Только не Биби".
"Он будет премьер-министром еще, как минимум, пять лет", - заявил мой собеседник настолько уверенно, что я принял его слова за шутку, и попытался ответить ему тем же. "Пять лет, или пять месяцев - то, что случится раньше", - сказал я.
Но мой собеседник выглядел абсолютно серьезным. "Ты не понимаешь, - сказал он. - Эта война не закончится до тех пор, пока не исчезнет угроза досрочных выборов".
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
"Так ты считаешь, что выборы состоятся в срок, только в 2026 году? - спросил я. - Но даже если так, это меньше пяти лет".
"Ты наивный человек, - ответил он. - Отсрочка муниципальных выборов в прошлом году была лишь экспериментом. То же самое может случиться и с выборами в Кнессет".
"Но все-таки, - не уступал я. - Есть закон, есть БАГАЦ, есть и другие силы, которые не дадут этому произойти. Что будет с ними?"
"Легитимность этих сил уже поставлена под сомнение, - заявил мой собеседник. - Полиция не будет следить за выполнением закона, а другие силы, которые могли бы настаивать на этом, быстро поймут, что их упрямство может привести к физическому столкновению с системой внутренней безопасности. Как раз в эти дни она превращается из системы, служащей Государству Израиль, в систему, обслуживающую определенные политические силы".
Полиция как "пилотный проект"
Не оставляя место сомнению, мой собеседник добавил: "То, что происходит сейчас с полицией - это тоже "пилотный проект". Скоро покинут свои посты все руководители сил безопасности - ЦАХАЛа, "Моссада", ШАБАКа. На их место Биби назначит тех, кто будут верны ему при любых обстоятельствах".
Так говорит ветеран "Ликуда", корнями проросший в это движение. Я еще пытался возражать ему: "Но даже мэры городов от "Ликуда" начинают выступать против Биби, они уже осознают, что правительство не функционирует. Жители севера и юга, некоторые из которых всегда поддерживали "Ликуд", тоже разочарованы. Не нужно, чтобы на следующих выборах они голосовали против, достаточно, чтобы они просто остались дома. Это тоже будет способствовать смене власти".
"Что тебе не понятно? - разозлился мой собеседник. - Он их всех в упор не видит. У него есть две задачи. Первая - поддерживать конфликт на северной границе на медленном огне, ссориться с администрацией Байдена и обслуживать интересы Трампа. В обмен Трамп после своего избрания предоставит ему карт-бланш на масштабную войну в Ливане, которая затянется и сделает невозможным проведение досрочных выборов. Тем временем, он полностью поставит всю внутреннюю систему под свой контроль. Это предоставит ему возможность отложить очередные выборы - и он будет оставаться у власти до тех пор, пока ему это позволит здоровье".
"А что потом?" — спросил я, начиная потеть.
"Ему это все равно. Может быть, кто-то из его окружения и задумывается о будущем, но ему это безразлично", - подвел итог ветеран "Ликуда".
Важно пояснить: мой собеседник - не приближенный Нетаниягу и он не в курсе его секретных планов. Но этот человек был советником премьер-министра и работал в его окружении в лучшие годы - тогда, когда рядом с Нетаниягу находились люди, верившие в царство, а не только в царя.
Сердечная улыбка
Признаюсь: я подумал, что мой собеседник преувеличивает, что в нем говорит личное разочарование, и не может быть, чтобы апокалиптическая картина, когда премьер-министра не интересуют ни солдаты ЦАХАЛа, ни прочие граждане, обрела плоть и кровь.
И тогда разразился кризис, связанный с "Законом о городских раввинах". Выступавших против него депутатов Кнессета от "Ликуда" Моше Сааду и Тали Готлиб вывели из состава законодательной комиссии Кнессета. Но, в конце концов, Нетаниягу был вынужден отменить голосование по этому вопросу.
На первый взгляд, речь идет о незначительном эпизоде: два депутата, которые без Нетаниягу вообще никогда бы не добрались до Кнессета, вызвали его раздражение в неподходящий момент и были исключены из законодательной комиссии. Без его поддержки их там бы и не было. Так что ничего особенного не произошло.
Но это событие нельзя рассматривать в отрыве от довольной улыбки, расплывшейся по лицу Нетаниягу после утверждения закона, позволяющего ультраортодоксам уклоняться от службы в армии. Это была широкая искренняя улыбка, демонстрирующая, кому принадлежит сердце премьер-министра.
Оно не принадлежит жителям приграничных районов юга и севера страны, вынужденным покинуть свои дома - и речь идет не только о ненавистных ему кибуцниках. Его сердце не принадлежит даже жителям Сдерота, исправно отдававшим ему свои голоса, до тех пор, пока ракетный "дождик" не превратился в потоп. Оно не принадлежит и жителям Кирьят-Шмоны, которую можно назвать северным Сдеротом.
Он не с теми, кто прервал свои путешествия после армии и поспешил на родину, чтобы защитить ее. При этом его собственный сын проделал путь в обратном направлении — из Израиля за границу. Но он не с теми, кто вернулся. Иначе он не радовался бы так продвижению закона, вследствие которого их будут призывать в армию вновь и вновь.
Куда же направлены все его усилия? Только на сохранение личной власти. Его ближайшая цель - ноябрь, до тех пор нужно устранить внутреннюю угрозу - проведение досрочных выборов и создание государственной комиссии по расследованию событий 7 октября. Для этого нужно срывать все попытки провести законы, противоречащие интересам его партнеров по коалиции.
Читайте также
С Трампом в Ливан
Фактически ему нужно дотянуть до окончания летней сессии Кнессета. Осенние праздники в нынешнем году наступают поздно, и открытие зимней сессии Кнессета состоится незадолго до президентских выборов в США. Тогда война Гога и Магога на севере начнется после вступления в должность Трампа, в январе 2025 года. Таков план Нетаниягу.
Эта война будет такой долгой и тяжелой, что мы все поймем: проводить выборы в таких условиях невозможно, и комиссия по расследованию не может работать под огнем… А тот, кто не поймет, будет иметь дело с полицией, которая вместо борьбы с преступностью будет заниматься разгоном демонстраций. Выглядит апокалиптически? Однако мы уже знаем, что не стоит игнорировать признаки, свидетельствующие о наступлении апокалипсиса сейчас.
Те немногие, кто может предотвратить этот сценарий, - это депутаты Кнессета от "Ликуда" и других входящих в коалицию партий. Их должно быть не пять, как принято считать, а более десяти (потому что никто из них, даже самый трезвомыслящий, не решится обрушить правительство Нетаниягу с помощью арабских голосов). Это выглядит маловероятным, поскольку трудно представить себе, что треть депутатов Кнессета от "Ликуда" решится на бунт.
Если вам кажется, что депрессивную атмосферу в стране нагнетают участники демонстраций на улице Каплан, попробуйте поговорить с кем-нибудь из тех, кто близко знаком с Нетаниягу, тем, кто работал с ним, и верил ему - до тех пор, пока его вера не иссякла. Тогда вы поймете, что такое настоящая депрессия.
Источник: Walla