Тезисы статьи в Neue Zürcher Zeitung
▪Запад сегодня повсюду, и все же растут сомнения, существует ли он вообще. Политики ссылаются на западные ценности - свободу, демократию, верховенство закона - но вера в них пошатнулась.
▪Прежде всего, многие задаются вопросом - действительно ли Запад отличается от других цивилизаций, обладает ли он большей моральной целостностью, являются ли его войны более справедливыми? Или это идея, которая в основном вредит миру?
▪Эти сомнения усилились после террористических атак 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и жестоких ответных ударов американцев. Атакуя Всемирный торговый центр, "Аль-Каида" успешно атаковала центр западной цивилизации, а несколько лет спустя Усама бен Ладен призвал мусульман "противостоять новому Риму" - именно так противники видят Запад: как новую старую империю, которую нужно обезвредить.
▪В ответ на теракт в Кабуле были свергнуты талибы - сегодня, после поспешного вывода американских войск, они снова у власти. В Ираке был сокрушен режим Саддама Хусейна, якобы для того, чтобы защитить Америку от его оружия массового поражения. Позже выяснилось, что этого оружия не существует. Так называемая ось зла - Иран, Северная Корея и Ирак - сохранилась и без Ирака. В Сирии, несмотря на военное вмешательство американцев, продолжает править Башар аль-Асад.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
▪Демократическая реорганизация Ближнего Востока по западной модели провалилась. Но не только это, репутация и авторитет западного сообщества сильно пострадали.
▪Что осталось от войны в Ираке? Подозрение, что Америка обманула мир по экономическим или геостратегическим причинам и убила при этом тысячи мирных жителей.
▪Амбивалентность - часть истории Запада. Тот факт, что все эти явления свободно и открыто обсуждаются, а действующие лица привлекаются к ответственности, говорит, что Запад не такой, как все. Его именем совершались ужасные преступления, но, как никакая другая цивилизация, он выступает за самокритику и самокоррекцию, и нигде больше его собственная история не рассматривается так тщательно.
▪Даже величайшие критики Запада своими действиями - намеренными или ненамеренными - демонстрируют силу западной цивилизации. Здесь они могут уйти на пенсию, в Китае и России их сажают в тюрьму или убивают.
▪Шотландский историк Нил Фергюсон называет подъем западной цивилизации "самым значительным историческим феноменом второй половины второго тысячелетия христианской эры".
▪Сегодня стало модным объяснять этот подъем термином "империализм" - мол, только войны, эксплуатация, расизм и колонизация определили господство Запада. Фергюсон справедливо с этим не согласен и указывает на важность институтов как ключа к власти.
▪Институты устанавливают нормы, которые гарантируют, "что культура остается достойной: они определяют, в какой степени культура поощряет хорошее поведение и наказывает плохое". Успех западных институтов можно наблюдать в Корее и Германии. Южная Корея и Западная Германия процветали, в то время как их социалистические соседи сильно отставали, хотя у людей были, так сказать, одинаковые культурные предпосылки.
▪Фергюсон выделяет шесть "убийственных приложений", которые лежат в основе западного господства:
1. конкуренция
2. наука
3. права собственности
4. медицина
5. общество потребления
6. трудовая этика
▪Запад создал систему, в которой центральное место занимает личность. Институты децентрализованы, существует политическая и экономическая конкуренция, демократия и верховенство закона, разделение властей и соблюдение прав человека.
▪Некогда высокоразвитая арабская культура пошла по другому пути. Арабы воевали с прогрессом. Начиная с XV века исламские ученые настолько саботировали книгопечатание, что только спустя 300 лет был создан первый станок для печати арабских книг. Аргумент - не должно быть другой книги, кроме Корана. Ханс Магнус Энценсбергер приходит к выводу, что арабский мир "полностью экономически, технически и интеллектуально зависим" от Запада.
▪Однако у влияния и воздействия Запада есть решающий предел: политика. Китай, Россия, Иран и многие другие недемократические страны переняли западные методы, но в то же время сохранили или вернулись к своим старым идеологиям.
▪В случае с Россией и Китаем идея "перемен через торговлю" потерпела ужасный провал. Подобно тому, как наивными были усилия Запада по смене режима на Ближнем Востоке, такими же были и инициативы в области экономической политики. Китай, полноправный член ВТО, никогда не думал о свободной торговле.
▪Однако псевдозападничество наблюдается не только в России, Китае и некоторых арабских странах, но и в американских и европейских иммигрантских сообществах.
▪Привлеченные работой, свободой и щедрым государством всеобщего благосостояния, многие мигранты и просители убежища устремляются на Запад. Это еще раз показывает, насколько привлекателен западный образ жизни. Однако мусульманам особенно трудно интегрироваться в западное общество. Обычный процесс ассимиляции через второе или третье поколение, похоже, работает не так хорошо, как в случае с другими культурами. Они говорят по-немецки или по-французски, носят джинсы и пьют колу, но живут в параллельных обществах, в своих старых традициях.
▪Чрезмерная миграция в сочетании с неассимиляцией ставит под сомнение существование Запада. Соответственно, Европа должна быть более избирательной, замедлить миграцию и немедленно депортировать тех, кто наносит ущерб стране.
▪Наоис Мак Суини в книге "Запад" пишет: "Мы должны избавиться от грандиозного повествования о западной цивилизации, мы должны решительно отбросить его как фактически ложное и идеологически устаревшее". Ее возмущает тот факт, что Запад превозносит свои ссылки на древность и строит на них превосходство. Это является основой для "сохраняющихся систем доминирования белых".
Читайте также
▪Сегодня Запад страдает не от самовосхваления, зацикленного на античности, а от самокритики: под влиянием постколониализма все западное наследие находится под ударом. Самокритика Запада грозит быть извращенной таким образом, чтобы направить его в сторону саморазрушения.
▪Нил Фергюсон пишет: "Возможно, реальная угроза - это не подъем Китая и ислама, не увеличение выбросов CO2, а наша собственная потерянная вера в цивилизацию, которую мы унаследовали от предков". Отказ от нарратива Запада, со всеми его критическими моментами и амбивалентностями, означает конец Запада. Столкновения цивилизаций не избежать.