Еврейская община Германии в основном осудила впечатляющие успехи на воскресных выборах в Европарламент крайне правой партии "Альтернатива для Германии" (AfD), которая набрала около 13 процентов голосов, что сделало ее третьей по величине фракцией страны в парламенте. Однако среди электората AfD - партии с историей антисемитских высказываний и принижения Холокоста - есть и евреи.
Результат не стал сюрпризом для тех, кто внимательно следил за внутренней политикой в Германии в последние годы и видел, как AfD вытесняла центристские партии на местных выборах по всей стране.
То, что крайне правая партия сейчас так преуспела в Европе, "крайне тревожно: для демократии и тем более для нас, евреев, как для одной из наиболее уязвимых групп", - сказал Элио Адлер, основатель беспартийной берлинской Инициативы по еврейским ценностям, в интервью Еврейскому телеграфному агентству.
"Многие избиратели, очевидно, настолько недовольны нынешней политикой правительства, что готовы усилить политических маргиналов - прежде всего AfD", - добавил он.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Сильные результаты крайне правых партий отражают опасения по поводу увеличения в Германии числа мусульманских беженцев с 2015 года. Партию "Альтернатива для Германии" обвиняют в разжигании антимусульманских настроений, особенно после того, как ее представитель принял участие в скандальной конференции, призывающей к депортации мусульман из Европы и понижению в правах тех из них, кто обладает гражданством ФРГ.
Эти идеи нашли отклик у некоторых избирателей еврейского происхождения. В 2018 году небольшое число немецких евреев даже создали собственную группу в рамках партии "Альтернатива для Германии", назвав себя "Евреями в AfD".
Один из создателей группы, Дмитрий Шульц, объяснил тогда в комментарии для Financial Times, что подход AfD к мусульманам - часть привлекательности. "AfD - единственная партия в Германии, которая фокусируется на ненависти мусульман к евреям, не преуменьшая ее", - сказал он.
AfD, которая в 2015 году вела активную кампанию против политики Ангелы Меркель по приему мусульманских мигрантов, воспользовалась страхом перед антисемитским насилием, чтобы попытаться апеллировать к немецким евреям. В 2017 году, например, тогдашний лидер AfD заявил газете Die Welt, что партия - "один из немногих политических гарантов еврейской жизни даже во времена нелегальной антисемитской миграции в Германию".
Громкое заявление, учитывая богатую историю антисемитизма в партии. Так, один из ее лидеров Бьорн Хекке использовал нацистский лозунг ("Все для Германии"), а также критиковал берлинский Мемориал Холокоста, заявив, что немцы - "единственные люди в мире, которые установили памятник позора в самом сердце своей столицы". Максимилиан Кра, главный кандидат партии на выборах в Европарламент, заявил в интервью, что "не все солдаты СС были преступниками". После волны критики он был вынужден уйти в отставку. Других членов партии и даже законодателей обвиняли в использовании нацистской символики и связях с неонацистами.
AfD "имитирует проеврейскую партию, потому что это соответствует их антимусульманской программе", считает представитель немецкой Партии зеленых в Европарламенте Сергей Лагодинский. "И это что-то привлекательное для нашего сообщества, которое сейчас действительно обеспокоено, не чувствует себя в безопасности и, я бы сказал, находится под атакой", - говорит он.
Эти чувства усилились после атаки ХАМАСа на Израиль 7 октября и начала войны в секторе Газа. Массовые пропалестинские акции по всей Европе, а также критика Израиля на международных и национальных форумах привели к тому, что многие евреи утратили чувство безопасности. Вероятно, некоторые из них восприняли как поддержку слова одного из лидеров AfD, Александра Гауланда, который после нападения ХАМАСа сказал: "Атака была направлена не только на еврейское государство, но и на нас. Израиль - это Запад в среде, которая отвергает Запад и борется с ним. Когда мы поддерживаем Израиль, мы также защищаем наш образ жизни".
Правительственная статистика показывает, что большинство антисемитских преступлений, виновные в которых установлены, совершают ультраправые. Но "Альтернатива для Германии" настаивает, что это не так.
"Конечно, меня как еврея больше всего беспокоит рост здесь антисемитизма, - сказал Артур Абрамович, президент еврейской фракции AfD. - В основном это связано с массовой иммиграцией мусульман. Это совершенно ясно. Каждый, кто пытается сказать вам что-то другое, либо лжец, либо ему платит правительство Германии".
Впоследствии партия представила две инициативы против помощи палестинцам: прекращение финансирования агентства ООН для помощи палестинским беженцам (UNRWA), а также сокращение выделения средств на "двустороннее финансовое сотрудничество". Остальные фракции в парламенте отвергли эти предложения, а Социал-демократическая партия Германии (член правящей коалиции) обвинила AfD в "использовании террора ХАМАСа для разжигания исламофобии".
Читайте также
- Самые красивые замки Германии, о которых мало кто знает
- Германия - Израилю: "Нет, ребята, пулемета я вам не дам"
- Volkswagen закрывает заводы в Германии - впервые за 87 лет работы
- Арифметика разгрома. На выборах в двух землях ФРГ победили радикалы
- Угроза или помощь? Каких новых иммигрантов теперь ждет Германия
Роджерс Брубейкер, профессор социологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и эксперт по европейскому национализму и популизму, несколько лет назад объяснил в интервью The Atlantic, что крайне правые партии поддерживают евреев не для того, чтобы получить их голоса на выборах (цифры слишком малы, чтобы иметь значение), а чтобы улучшить партийный имидж.
"Крайне правые партии по всей Европе оказались перед дилеммой, - сказал он. - Они могут оставаться маргиналами и апеллировать к ограниченному сектору электората - или попытаться стать мейнстримом и преодолеть барьеры, которые мешают другим партиям сотрудничать с ними. Если они действительно хотят стать правящими партиями, им нужны союзники и другой общественный имидж. Я думаю, часть этой стратегии состоит в том, чтобы представить свою антиисламскую позицию в либеральных терминах - заявить, что они защищают либеральные ценности, против которых выступают мусульмане".