Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+16+8

Мнения

А
А

"Слепое пятно" Израиля. Чего ХАМАС хочет добиться в Газе после войны?

Специалист по ливанской "Хизбалле" считает, что ХАМАС стремится подражать именно ее стратегии. Чего в Израиле, похоже, не замечают.

15.05.2024
Источник:Детали
Газа после израильских бомбардировок. Фото: Getty Images / Ahmad Hasaballah

В послевоенной Газе ХАМАС рассчитывает присутствовать в любой коалиционной структуре управления. При этом группировка не хочет нести полную ответственность за "гражданское" управление сектором. Попросту говоря, ХАМАС хочет сохранить военную силу и политическое влияние - но сбросить с себя ответственность.

Планы террористической организации проанализировал для американского журнала Foreign Affairs Мэтью Левитт, директор программы Рейнхарда по борьбе с терроризмом и разведке в Вашингтонском институте ближневосточной политики. Левитт, специалист по ливанской группировке "Хизбалла", считает, что ХАМАС стремится подражать именно ее стратегии. Чего в Израиле, похоже, не замечают.

С помощью атаки 7 октября ХАМАС стремился вернуть себя и палестинскую проблему в центр международной повестки дня, даже ценой уничтожения большей части самой Газы. Одновременно группировка хотела сорвать возможную нормализацию отношений между Израилем и Саудовской Аравией. Ведь она продвигала бы интересы умеренных палестинцев, а ХАМАС оттеснила бы на второй план.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Вскоре после войны 2021 года лидер ХАМАС в Газе Яхья Синуар, выступая на канале "Аль Джазира", подчеркнул, что ХАМАС по-прежнему стремится "уничтожить" Израиль, но готов заключить долгосрочное перемирие при условии, что Израиль согласится на целый список требований:


• снос всех поселений;
• освобождение палестинских заключенных;
• предоставление палестинцам права на возвращение.

И тем не менее, даже такое перемирие, по его словам, было бы временным.

Синуар тогда похвастался, что ХАМАС уже поддерживает контакты со своими "братьями в Ливане" ("Хизбаллой") и с Корпусом стражей исламской революции Ирана.

Вскоре ХАМАС начал регулярно встречаться с официальными лицами из Ирана и "Хизбаллы". Четыре месяца спустя группировка организовала в Газе конференцию, посвященную "освобождению Палестины", когда Израиль "исчезнет".

Конференция призвала заменить ООП новым органом, в который войдут "все палестинские и арабские силы, поддерживающие идею освобождения Палестины, при поддержке дружественных сил".

Скорее всего, именно тогда ХАМАС начал тайно реализовывать давно зревший план атаки на Израиль. Синуар надеялся, что она вызовет "цепную реакцию", которая приведет в итоге к уничтожению Израиля.

Устроив эту бойню, ХАМАС стремился спровоцировать Израиль на крупное сухопутное вторжение в Газу. То есть, на войну, которая привела бы к большому числу жертв среди палестинцев. Это прямо подтвердил политический лидер ХАМАСа Исмаил Хания в видеообращении через несколько дней после 7 октября: "Мы - те, кому нужна эта кровь, чтобы она пробудила в нас революционный дух, решимость, дух вызова и подтолкнула нас вперед".

Отнюдь не случайно ХАМАС построил в Газе более 300 миль туннелей для защиты своих бойцов, но ни одного бомбоубежища для гражданских.

Лидеры группировки прекрасно понимали, что ответ Израиля приведет к жертвам среди палестинцев. И заодно положит конец гражданскому правлению самого ХАМАСа в Газе, от которого на самом деле группировка с радостью отказалась.

ХАМАС - исламистское религиозное движение, давний противник более умеренной и светской Палестинской администрации. И в этом качестве, пытаясь объединить усилия с ООП, он будет подражать модели "Хизбаллы", пишет Левитт.

"Хизбалла" как политическая сила является частью слабого ливанского государства. Это позволяет ей влиять на политику и иметь право голоса при распределении государственных средств. Но при этом она сохраняет полную автономию в управлении собственной мощной армией и в борьбе с Израилем.

В рамках нового соглашения для Газы и Западного берега ХАМАС надеется добиться такого же влияния и независимости для себя - и своего военного крыла.

Лидеры ХАМАСа в Газе обращались к "Хизбалле" за советом при планировании атаки 7 октября. Зарубежное руководство ХАМАСа в Катаре, Турции и Ливане больше заинтересовано в том, чтобы довести войну до конца. Но Синуар, у которого в руках выигрышные карты - он находится в Газе и контролирует израильских заложников - сосредоточен на том, чтобы выдержать удары Израиля, выжить и провозгласить "священную победу".

Он явно ориентируется на Вторую ливанскую войну 2006 года. Тогда "Хизбалла" не была уничтожена ЦАХАЛом, несмотря на тяжелые потери, и в результате значительно повысила свой региональный авторитет. Хотя для всей страны это обошлось в высокую цену.

Синуар, по-видимому, рассчитывает пережить войну и в будущем занять высокий пост в общем палестинском правительстве.

Конечно, идея, что Синуар может занять такое место, абсурдна. И не только из-за чудовищных преступлений ХАМАСа 7 октября.

Будучи давним заклятым врагом ФАТХа и ПА, ХАМАС захватил власть в секторе Газа в 2007 году путем военного переворота - после гражданской войны с ФАТХом. Вряд ли стоит ждать, что ФАТХ так легко пойдет на сотрудничество.

Более того, администрация Байдена четко отвергла включение ХАМАСа в любую послевоенную структуру управления. Но без согласованных усилий по полному разрушению политической инфраструктуры этой группировки в Газе ХАМАС может после войны представить себя как одну из нескольких сторон, контролирующих ситуацию в секторе.

Если это произойдет, ХАМАС вполне может перенять и другие черты "Хизбаллы". Эта группировка использовала свое убежище в Ливане для трансграничных атак на Израиль и организации терактов против израильтян и евреев по всему миру. Точно так и ХАМАС может вынести военные операции за пределы Израиля, Западного берега и сектора Газа и совершать террористические атаки за рубежом.

До сих пор ХАМАС не совершил ни одного международного теракта, хотя несколько раз был близок к этому. Но начиная с 7 октября европейские спецслужбы раскрыли планы атак ХАМАСа в Германии и Швеции, а также логистические операции в Болгарии, Дании и Нидерландах.

"Молюсь о смерти Синуара"

В начале мая ХАМАС запоздало объявил, что может одобрить некий вариант сделки по освобождению заложников. США обвиняют руководство группировки в затягивании войны. Но на самом деле теряют терпение и многие жители Газы. Они понимают, что ХАМАС неспособен защитить их от израильского возмездия, и даже наоборот, намеревался его спровоцировать.

"Я каждый день молюсь о смерти Синуара", - сказал один из жителей Газы газете Financial Times в апреле 2024 года.

Опрос Палестинского центра политики и исследований, показывает, что за последние три месяца поддержка ХАМАСа в Газе упала примерно с 43 до 34 процентов.

"Почти все думают об одном и том же, - сказал недавно журналист-фрилансер из Газы в интервью The Washington Post. - Мы хотим, чтобы этот водопад крови прекратился".

Возможно, этим объясняется умеренный тон некоторых недавних заявлений лидеров ХАМАСа. Но они вряд ли согласятся на любой обмен, не включающий полного прекращения огня и спасения оставшихся батальонов ХАМАСа в Рафиахе.

Падение популярности среди палестинского населения еще больше усиливает вероятность того, что ХАМАС попытается войти в любую послевоенную структуру управления - но при этом не быть единственной партией, правящей в Газе. И следовательно - не нести ответственность, если что не так.

Сначала группировке нужно одержать победу в стиле "Хизбаллы", просто выжив. Затем - принять модель "Хизбаллы" по отношению к послевоенной структуре управления: объединиться с ООП и изменить палестинское движение изнутри, сохранив при этом ХАМАС как независимую боевую силу.

Для ХАМАСа это стало бы возвращением к его главному плану - уничтожить Израиль и заменить его исламистским палестинским государством на всей территории, которую он считает исторической Палестиной.

Чтобы остановить этот план, Израилю, США, их арабским и западным союзникам крайне важно не допустить ХАМАС в любую структуру управления сектором Газа. В противном случае группировка может вскоре создать ситуацию, еще более опасную и дестабилизирующую, чем та, что позволила совершить теракт 7 октября.

Опасность в том, что и ХАМАС, и "Хизбалла" искренне верят в неизбежность уничтожения Израиля и в то, что 7 октября - лишь начало необратимого процесса. Любой, кто искренне поддерживает идею прочного урегулирования конфликта, должен выступать против включения ХАМАСа в палестинское руководство - по той простой причине, что фундаментальные цели ХАМАСа несовместимы с миром.

Читайте также

Материал основан на аналитической статье Мэтью Левитта, директора программы Рейнхарда по борьбе с терроризмом и разведке в Вашингтонском институте ближневосточной политики.

С 2005 по начало 2007 года он был заместителем помощника госсекретаря по разведке и анализу в министерстве финансов США.

Доктор Левитт играл центральную роль в усилиях по защите финансовой системы США, лишая террористов, и нелегальных торговцев оружием возможности финансировать угрозы национальной безопасности США. В 2008-2009 годах служил советником Госдепартамента по борьбе с терроризмом при специальном посланнике по региональной безопасности на Ближнем Востоке, генерале Джеймсе Л. Джонсе.

Доктор Левитт был директором-основателем Программы исследования терроризма, созданной после терактов 11 сентября. Ранее - работал аналитиком контртеррористической разведки в ФБР.

Левитт — автор нескольких книг и монографий, в том числе "ХАМАС: политика, благотворительность и терроризм на службе джихада" и "Хизбалла: глобальный след ливанской партии Бога". Он создал и поддерживает интерактивную карту международной деятельности "Хизбаллы".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке