В последние дни в СМИ появились сообщения о том, что США и Саудовская Аравия могут заключить соглашение в области безопасности между двумя странами, без включения в него пункта о нормализации отношений между саудовским королевством и Израилем. Хотя советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан опроверг эти сообщения, заявив, что "никакого оборонного соглашения с Саудовской Аравией без нормализации ее отношений с Израилем США не подпишут", очевидно, что такой вариант как минимум обсуждается на переговорах чиновников двух стран.
Как уже писали "Детали", сделка между США и Саудовской Аравией считается "планом Б" на тот случай, если Израиль не прекратит войну в секторе Газа и не согласится на создание палестинского государства - требования, которые Эр-Рияд выдвигает как условия для нормализации.
"План Б" подразумевает оборонный пакт Саудовской Аравии с США, помощь США в развитии саудовской гражданской ядерной энергетики и систематическое сотрудничество в областях искусственного интеллекта и других важных технологий.
На первый взгляд это выглядит многообещающе. Но насколько эти планы реалистичны?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
При ближайшем рассмотрении очевидно, что не вполне.
Для того, чтобы Эр-Рияд получил официальный оборонный пакт от Вашингтона, конгресс США должен его одобрить, и единственная причина, по которой американские законодатели, особенно республиканцы, могут на это пойти, - это нормализация отношений Саудовской Аравии с Израилем.
Чтобы сделать возможными "соглашения Авраама" о нормализации с Израилем, которые подписали при посредничестве администрации Дональда Трампа ОАЭ, Бахрейн, Марокко и Судан, США пообещали мусульманским странам щедрые вознаграждения: Вашингтон продал ОАЭ новейшие истребители F-35 и признал суверенитет Марокко над спорной территорией в Западной Сахаре. Это были главные причины для этих стран, чтобы пойти на нормализацию с Израилем. Но нормализация также была главной причиной, почему конгресс США согласился на такие уступки: та же продажа истребителей ОАЭ - стране с сомнительной репутацией в области прав человека - встретила серьезное сопротивление демократов, которое было сломлено лишь обещанием того, что от сделки выиграет Израиль.
Соглашение с Саудовской Аравией потенциально еще более проблематично в глазах американских избирателей и законодателей. Пакт, о котором идет речь, предусматривает гарантии безопасности со стороны США - то есть их готовность мобилизовать собственных военных для защиты одной из самых жестоких автократий на Ближнем Востоке.
Заместитель советника Байдена по национальной безопасности признал: "Нам придется сделать для Саудовской Аравии вещи, которые будут очень непопулярны в этой стране и в нашем конгрессе".
Байден может пойти по другому пути: воспользоваться своими исполнительными полномочиями и заключить оборонное соглашение с Саудовской Аравией без его ратификации конгрессом. Подобное соглашение о безопасности было подписано в сентябре прошлого года с Бахрейном. Соединенные Штаты также могли бы предложить королевству статус "крупного союзника, не входящего в НАТО" (которым уже пользуется Бахрейн), ускорить поставки американского оружия и расширить сотрудничество по ряду вопросов обороны и безопасности.
Однако Эр-Рияд настаивает на официальном оборонном пакте, аналогичному тому, который Вашингтон заключил с Японией, Южной Кореей или Филиппинами, поскольку он укрепил бы, формализовал и легализовал обязательства США в области безопасности перед королевством. Саудовские власти хотят, чтобы это было оформлено в письменной форме и закреплено в законе, потому что они понимают, что новая администрация США или просто изменившееся отношение действующего президента могут легко поставить крест на соглашении.
Саудовская Аравия также обеспокоена тем, как Иран, ее главный противник, может воспринять подобное оборонное соглашение с Соединенными Штатами. Год назад два региональных соперника нормализовали отношения после семи лет разрыва, однако мир остается холодным. Договор с США может поставить под угрозу отношения с Ираном - поэтому, с точки зрения Саудовской Аравии, награда должна стоить риска: Эр-Рияд не хочет оказаться в ситуации, когда незначительное улучшение отношений в области безопасности с Соединенными Штатами вызовет гнев Ирана.
Читайте также
Весь смысл оборонного пакта с Вашингтоном заключается в том, чтобы предотвратить войну с Ираном или защититься от возможной иранской агрессии. Поэтому пакт должен недвусмысленно сигнализировать Эр-Рияду и, что немаловажно, Тегерану, что Соединенные Штаты придут на помощь королевству в случае нападения. Без гарантий со стороны США, закрепленных законодательно, Саудовская Аравия может решить, что лучше оставить все как есть, чем рисковать провоцировать Иран.
Однако такие гарантии может дать только конгресс, а добиться его согласия без участия в оборонном пакте Израиля будет проблематично. А упорство премьер-министра Биньямина Нетаниягу, который не намерен допускать создание палестинского государства, делает трехстороннее соглашение недостижимым.
Вполне возможно, что Эр-Рияд и Вашингтон заключат более ограниченную сделку и расширят свое сотрудничество по вопросам, не связанным с обороной, включая искусственный интеллект, полупроводники, автономные системы и, возможно, гражданскую ядерную энергетику. Но это будет не та судьбоносная сделка, которую рекламировала администрация Байдена и к которой действительно стремится Саудовская Аравия. Это будет просто еще одно двустороннее соглашение без каких-либо тектонических сдвигов.