Тезисы статьи в The Wall Street Journal
▪Субботний удар Ирана по Израилю был грандиозным по любым меркам. По данным Израиля, Тегеран запустил более 170 начиненных взрывчаткой беспилотников, около 120 баллистических и около 30 крылатых ракет. Ущерб мог быть катастрофическим, но, как оказалось, почти все было перехвачено.
▪Этот успех был достигнут благодаря сочетанию сложной системы ПВО Израиля и критической помощи, оказанной США и другими западными и арабскими партнерами. Особенно важную роль в уничтожении беспилотников сыграли американские, британские и иорданские военные самолеты. Большинство иранских беспилотников и ракет были уничтожены еще до того, как достигли воздушного пространства Израиля.
▪Смогут ли Израиль и его сторонники повторить эти действия в условиях тотальной войны — атака Ирана в эти выходные, о которой явно сообщалось заранее, была противоположна внезапному нападению — вопрос открытый, как и способность Израиля защитить себя без помощи извне.
▪Это ключевое соображение, поскольку Израиль и США изучают способы реагирования на новую стратегическую реальность.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
▪Нанесение сильного удара по иранской территории может привести к гораздо более разрушительным ответным действиям. Однако отсутствие реакции вообще, или если она будет слишком слабой, может также подорвать сдерживание, сделав Израиль и другие страны более уязвимыми для будущих иранских обстрелов.
▪Перехватчики, особенно системы Arrow и Patriot, используемые против баллистических ракет, чрезвычайно дороги и ограничены в количестве. Конгресс США, затормозив пакет военной помощи Израилю, Украине и Тайваню, создал дополнительное осложнение.
▪В ходе субботней атаки была использована лишь малая часть огромного арсенала беспилотников и ракет Исламской Республики. Очень важно, что Тегеран также держит в резерве свои ливанские марионеточные силы — группировку "Хизбалла", которая располагает тысячами ракет и снарядов.
▪И хотя в субботу иранские ракеты преодолели защиту лишь несколько раз, иранские военные получили ценные сведения, наблюдая за работой израильских и американских ПВО. "Иран проверял систему ПВО, решимость стран региона, решимость США", — говорит исследователь Фонда защиты демократий в Вашингтоне Джонатан Шанцер.
▪Командующий Корпусом стражей исламской революции Хоссейн Салами представил субботний обстрел как создание нового стратегического уравнения — каждая атака Израиля на объекты иранского интереса в регионе будет встречена прямым нападением Ирана на Израиль. Это, конечно, красная черта, которую Израиль, десятилетиями сражающийся против иранских прокси, не может принять.
▪Однако, обдумывая ответные меры, Израиль должен учитывать интересы своих арабских партнеров, таких как Иордания, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Несмотря на народный гнев по поводу убийства десятков тысяч палестинцев в ходе израильских военных операций в Газе, Иордания и другие партнеры помогли Израилю отбиться от иранских ракет и беспилотников в субботу.
▪"Наши региональные партнеры активизировались, несмотря на шесть месяцев весьма значительной напряженности между ними и Израилем, а также между ними и США, когда они умоляли Соединенные Штаты сделать что-нибудь, чтобы сдержать израильтян", — сказал аналитик по Ближнему Востоку Совета по международным отношениям Стивен Кук.
▪Он считает, что как бы мало странам региона ни нравился премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу, правительство Ирана им нравится еще меньше.
▪Жизненно важная роль, которую сыграли арабские партнеры вместе с США и другими странами в предоставлении разведданных, открытии своего воздушного пространства и, в случае с Иорданией, фактическом уничтожении иранского оружия, вероятно, даст им новое влияние на израильское правительство по мере развития кризиса и в ходе подготовки ответных шагов.
▪Дизайн иранского удара во многом повторяет некоторые из крупнейших российских атак на Украине. Сначала рой медленно перемещающихся беспилотников Shahed, предназначенных для подавления ПВО и выявления мест расположения зенитных батарей, затем крылатые ракеты, а затем залп более быстрых баллистических ракет, которые, как известно, трудно перехватить.
▪Масштабы атаки были одними из самых крупных в современной войне. 24 февраля 2022 года Россия нанесла от 160 до 200 ударов крылатыми и баллистическими ракетами по стране, территория которой более чем в 20 раз превышает размеры Израиля.
▪Россия впервые использовала беспилотники Shahed иранского производства в сочетании с ракетными ударами в ходе атаки 10 октября 2022 года — всего было выпущено 84 ракеты и 24 беспилотника, и только около половины российских ракет было перехвачено.
▪Хотя Украина с тех пор улучшила показатели перехвата, большинство российских баллистических ракет поразили свои цели — контраст с результатами субботней атаки. Иранские ракетные технологии в значительной степени основаны на советских и северокорейских технологиях.
Читайте также
▪Американские чиновники сообщили The Wall Street Journal, что половина запущенных Ираном баллистических ракет либо не стартовала, либо упала на землю, не достигнув цели.
▪Неспособность Ирана нанести серьезный урон Израилю из-за превосходства ПВО "показала, насколько они слабы, когда дело доходит до обычной военной угрозы. В этом нет ничего нового, и именно поэтому Иран вложил так много средств в террористические группы и различные группировки, которые, по сути, ослабили государственную систему на Ближнем Востоке… Но они по-прежнему способны сеять страх и быть источником большого риска для региона", сказал старший научный сотрудник Института Ближнего Востока Брайан Катулис.
▪Продемонстрированная слабость обычного военного потенциала Ирана может нести в себе эскалационные риски, предупреждает директор проекта по Ирану в Международной кризисной группе Али Ваэз.
▪По его словам, поскольку ни прокси-атаки "Хизбаллы" и ХАМАС, ни прямой удар по Израилю, похоже, не работают, лица, принимающие решения в Тегеране, могут все больше склоняться к ядерному варианту: "Если они придут к выводу, что их обычные средства сдерживания, а это ракетные и беспилотные системы, действительно недостаточны, они, вероятно, придут к выводу, что единственным выходом для них является окончательное сдерживание".