В ноябре 2023 года я писал о значительном эффекте от небольшой партии старых американских баллистических ракет ATACMS M39, уничтоживших большое количество российских вертолетов. После той поставки Украина больше не получала ATACMS. Издание Politico сообщало, что новый пакет американской помощи, о котором было объявлено 12 марта, будет включать в себя дополнительные ATACMS M39, но они еще не появились на поле боя. К тому же эти ракеты не соответствуют запросам Зеленского.
M39 - самая старая модификация ATACMS с дальностью полета всего 165 км. В недавнем интервью The Washington Post президент Украины сказал: "ATACMS-300 - вот ответ", - имея в виду ATACMS M39A1, M48 и M57 с радиусом действия 300 км. Однако передача новых, более дальнобойных модификаций, похоже, не устраивает президента Байдена. Но почему?
Возможности России и Украины в области дальнобойных высокоточных огневых средств неравны. Это неравенство наблюдается с самого начала войны и все еще не устранено. В первые дни вторжения Россия обрушила шквал крылатых и баллистических ракет на украинские цели - как военные, так и гражданские. Внушительный российский арсенал конвенциональных ракет включает в себя 9К723 "Искандер-М", 3М-14 "Калибр", Х-101, Х-22/32, Х-35, 3М55 [P-800] "Оникс" и "Кинжал". В дополнение к ним Россия широко использует семейство зенитных ракетных комплексов С-300, способных вести баллистическую стрельбу по наземным целям. По оценкам Минобороны Украины, в начале войны на вооружении российской армии находилось более 11 тысяч таких ракет.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Украина вступила в войну, имея в своем распоряжении всего два ракетных комплекса: советскую тактическую баллистическую ракету ОТР-21 "Точка-У" и противокорабельную крылатую ракету Р-360 "Нептун" собственной разработки (хоть и созданную на базе Х-35). По данным проекта "Ракетная угроза" Центра стратегических и международных исследований, в начале войны на вооружении ВСУ находилось до 500 ракет "Точка-У".
Эта оценка, конечно, завышена, и многие ракеты, скорее всего, не были в боеготовом состоянии. Подтвержденные попадания в цель украинских "Точек-У" были нечастыми. Еще меньше известно о производстве ракет "Нептун". Военно-морские силы Украины намеревались поставить на вооружение дивизион комплексов "Нептун", но война, несомненно, затруднила производство. Поэтому можно смело говорить, что даже с учетом только части своих запасов Россия имела в своем распоряжении в 20 раз больше ракет, чем Украина.
Российский арсенал значительно опережает украинский и с технической точки зрения. Дальность стрельбы "Точки-У" всего 120 км. "Нептун" был рассчитан на дальность до 300 км, но Украина, как сообщалось, пыталась увеличить этот показатель до 360 км, чтобы добиться возможности поражения наземных целей. Такое положение дел существенно ограничивает возможности Украины по нанесению ударов по российским объектам.
Россия же, напротив, может наносить удары по целям в любой точке Украины. Крылатые ракеты Х-101 воздушного базирования имеют настолько значительную дальность, что их регулярно запускают с Каспийского моря российские стратегические бомбардировщики, и они могут долетать до самых отдаленных уголков Западной Украины. Запуск из Беларуси или самых западных областей России позволяет сравнительно менее дальнобойным С-300 и "Искандерам" достичь большей части территории Украины. Украинские военные, гражданские, инфраструктура - под угрозой везде.
Несмотря на столь значительное неравенство в ракетных арсеналах, украинцы эффективно использовали то немногое, чем они располагали в начале войны. 24 февраля 2022 года украинские войска нанесли удар "Точкой-У" по аэродрому Миллерово в Ростовской области, уничтожив несколько многоцелевых истребителей Су-30СМ. Ровно через месяц, 24 марта, "Точка-У" была использована для удара по порту в оккупированном Бердянске.
Был потоплен "Саратов", большой десантный корабль проекта 1171, а большие десантные корабли проекта 775 - "Цезарь Куников" и "Новочеркасск" - получили повреждения. Несколько недель спустя произошло историческое событие: двумя ракетами "Нептун" была поражена и потоплена "Москва", ракетный крейсер проекта 1164 "Атлант", флагман Черноморского флота России.
Эти ракетные атаки продемонстрировали способность Украины планировать и наносить дальние удары по особо важным российским целям и сыграли в тот период серьезную роль в поддержании боевого духа. Потопление "Москвы", в частности, имело огромное стратегическое значение: оно заставило Черноморский флот отойти от украинского побережья и вернуться в свои порты - Севастополь и Новороссийск. Однако, как уже говорилось, эти успехи были ограничены дефицитом боеприпасов. В течение 2022 года удары были нечастыми.
Россия же, напротив, благодаря обширным запасам боеприпасов наносила ракетные удары без разбора. Ни один крупный украинский город не был в безопасности, а основную тяжесть атак приняли на себя Киев, Одесса и Харьков. Последний особенно сильно пострадал, во многом благодаря близости к России - его атаковали в том числе реактивными системами залпового огня меньшей дальности, многие из которых оснащены кассетными боеприпасами. В первый год войны российские ракетные атаки были направлены в основном на гражданскую инфраструктуру. Военные цели и стратегическая инфраструктура не исключались, но, похоже, были менее приоритетными, чем можно было бы ожидать.
Нанесение ударов по критически важным объектам гражданской инфраструктуры является частью доктрины, которая применялась российскими ВКС еще во время военных действий в Сирии. Это противоречит доктрине НАТО, где целью дальних ударов является разрушение командных пунктов, узлов связи и логистики противника, а также объектов военной промышленности. Террористические бомбардировки не смогли сломить волю украинского народа, однако президент Путин не прекратил эту практику. Это решение может быть обусловлено многими факторами, но главные среди них - недостаток точности и надежности российских ракет, а также неадекватность ISTAR - системы разведки, наблюдения, захвата целей и рекогносцировки.
Украинские войска прекрасно научились защищать собственные дорогостоящие военные средства, например предоставленные США пусковые установки HIMARS, от российского огня. Этого добиваются благодаря оперативным протоколам безопасности и промахам, допущенным российской системой ISTAR. Успешное противодействие огню зависит от того, как быстро ISTAR выявит артиллерийские средства противника, передаст эту информацию соответствующим подразделениям, а те в свою очередь выполнят задачи по огневому противодействию. Оно также зависит от точности средств огневого поражения. Недостатки в обеих этих областях объясняют, почему российские ракеты не используются для ударов по особо важным украинским военным целям чаще, чем сейчас.
В разведсводке от 17 июля 2023 года Минобороны Великобритании отметило, что российский генерал Иван Попов жалуется на неадекватность средств контрбатарейной борьбы, в частности радаров. Эта проблема усугубляется тем, что Украина успешно использует американские управляемые реактивные снаряды GMLRS против российских контрбатарейных РЛС и артиллерийских систем. Несмотря на то, что эти системы не могут сравниться с ракетами большой дальности, имеющимися на вооружении России, GMLRS с дальностью стрельбы около 90 км оказались весьма эффективными.
Их появление на поле боя стало еще одним доказательством того, что Украина успешно поражает российские цели, для которых скорость принятия решений играет важную роль (time sensitive targets, TST).
Россия, в свою очередь, использует дозвуковые боеприпасы, которые меньше всего подходят для атак против ТSТ-целей. Обратившись к общедоступным данным Воздушных сил Украины, независимый аналитик по боеприпасам Джон Ридж собрал и классифицировал ракеты, используемые Россией при обстрелах Украины. С тех пор как в арсенале России появились беспилотные летательные аппараты "Шахед", подавляющее большинство боеприпасов, используемых при ракетных обстрелах, представляет собой сочетание этих беспилотников с дозвуковыми крылатыми ракетами.
Зимой 2022-2023 гг. одной из их главных целей была украинская энергетическая инфраструктура. Эти атаки побудили президента Байдена и канцлера Германии Олафа Шольца согласиться предоставить Украине системы ПВО Patriot, значительно повысившие эффективность украинской ПВО, особенно при перехвате баллистических и сверхзвуковых крылатых ракет. Однако огромное количество российских ракет и дронов-камикадзе само по себе является большой проблемой. Системы противовоздушной и противоракетной обороны, в частности ракеты-перехватчики, очень дороги. Хотя ПВО и ПРО спасают жизни украинцев и защищают критически важную инфраструктуру, - как гражданскую, так и военную - они позволяют Украине только выжить, но не победить.
По словам президента Зеленского, чтобы победить, Украине нужны собственные ракеты дальнего радиуса действия. Не для атак на российские города, а для уничтожения стратегических целей. Великобритания и Франция первыми приняли это требование, предоставив Украине крылатые ракеты воздушного базирования Storm Shadow / SCALP-EG в мае 2023 года. Эти ракеты весьма эффективно использовались против целей, находящихся вне досягаемости GMLRS, таких как Чонгарский железнодорожный мост, ведущий из Крыма в Херсонскую область. В частности, они сыграли важную роль в дальнейшем уничтожении Черноморского флота России.
13 сентября 2023 года подводная лодка "Ростов-на-Дону" проекта 636.3 "Варшавянка" и большой десантный корабль "Минск" проекта 775 были поражены и получили критические повреждения. На следующей неделе в результате ракетного удара серьезно пострадало здание штаба Черноморского флота в Севастополе. 26 декабря в порту Феодосии был уничтожен еще один корабль проекта 775 - "Новочеркасск". Недавно Минобороны Украины сообщило, что поражены еще два корабля проекта 775 - "Ямал" и "Азов", а также главный центр связи Черноморского флота и другие объекты инфраструктуры. По сообщениям, был подбит и третий корабль проекта 775 - "Константин Ольшанский", но уже не Storm Shadow, а "Нептуном".
Поражение Украиной этих десантных кораблей и других ключевых объектов Черноморского флота позволяет ей решить множество задач. Оно делает оккупацию Крыма Россией стратегически несостоятельной, укрепляет украинский суверенитет над Крымом и формирует боевое пространство для будущих операций по подрыву российской логистики.
Корабли проекта 775 использовались для переправки грузов по Азовскому морю для снабжения российских войск в Крыму, Херсонской и Запорожской областях. Их уничтожение, вероятно, рассматривается как необходимое условие для будущих попыток повреждения или разрушения моста через Керченский пролив. Все это соответствует общей стратегии Украины по вытеснению России из Крыма - Зеленский подтвердил это в интервью The Washington Post, а затем рассказал, зачем Украине нужны ATACMS с еще бóльшим радиусом действия: "Когда Россия будет знать, что мы можем уничтожить их самолеты, они не будут атаковать из Крыма. Это как с морским флотом. Мы вытеснили их из наших территориальных вод. Теперь мы вытесним их с крымских аэродромов".
Конечно, Украина уже атаковала авиабазы в Крыму. В результате удара по аэродрому "Саки" 9 августа 2022 года были уничтожены или повреждены около десятка российских военных самолетов. Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный позже подтвердил, что удар был действительно нанесен ракетами, хотя и не уточнил их тип.
Атака произошла до появления у Украины Storm Shadow / SCALP-EG и ATACMS, что вызвало предположения о возможном использовании украинской баллистической ракетной системы малой дальности ОТРК "Сапсан". Однако вся общедоступная информация указывает на то, что "Сапсан" еще не введен в эксплуатацию, и инцидент остается загадкой. Тот факт, что мы не наблюдаем других необъяснимых ракетных ударов по российским авиабазам, в сочетании с просьбой Зеленского о поставке ATACMS дальностью 300 км подтверждает, что Украина пока не располагает подобным потенциалом.
Хотя ракеты Storm Shadow / SCALP-EG эффективно использовались против российских военных кораблей и командно-штабной инфраструктуры, они плохо подходят для поражения авиабаз. ATACMS M39A1 с кассетными боеприпасами и дальностью 300 км - именно то, что нужно Украине, чтобы вывести из строя все российские авиабазы в Крыму. Эти системы также быстро справятся с российскими батареями ПВО и поставят под угрозу пусковые установки К-300П "Бастион-П" (одна из платформ для ракет 3М55 "Оникс").
Несмотря на то что ракеты GMLRS эффективны при ведении контрбатарейного огня, соответствующие цели редко располагаются настолько близко к линии фронта, чтобы их можно было поразить. Эта проблема может быть решена только с помощью ATACMS, и ее актуальность растет. За последние восемь месяцев российские войска значительно усовершенствовали цикл выявления и поражения целей. Недавно они впервые подтвердили уничтожение установки M142 HIMARS - скорее всего, с помощью баллистической ракеты "Искандер".
Ранее было замечено, как два поврежденных HIMARS выгружали из украинского транспортного самолета в Пенсильвании (США), - вероятно, они направлялись на базу хранения и ремонта ракетной техники Леттеркенни для ремонтных работ. Также похоже, что "Искандер" смог уничтожить две пусковые установки M901 одной из батарей Patriot, переданных Германией. Успешное использование Россией баллистических ракет для поражения приоритетных украинских целей представляет собой серьезную угрозу. Помимо того, что усовершенствование российского цикла выявления и поражения целей способствовало успеху этих ударов, возможно, что появление северокорейских баллистических ракет позволило России использовать свои более точные "Искандеры" для данной боевой задачи, оставив "Хвасоны" для ударов по городам.
У Украины есть только два боеприпаса, пригодных для поражения TST-целей: GMLRS и недавно появившаяся бомба малого диаметра наземного базирования GLSDB. Последняя имеет дальность 150 км, но, как сообщается, в первой партии было поставлено всего "несколько десятков". Так или иначе, GMLRS и GLSDB по дальности действия все еще уступают "Искандеру" и всем другим ракетам в российском арсенале.
Отсутствие у Украины баллистической ракеты, способной поставить под угрозу российские приоритетные цели на сопоставимых дальностях, является серьезным вызовом, на который необходимо ответить. Этот дисбаланс только усилится, если Россия получит дополнительные баллистические ракеты из Ирана, о чем сейчас активно ведутся переговоры. На эскалацию со стороны КНДР и Ирана союзники Украины пока не отреагировали.
Президент Байден и канцлер Шольц, в частности, по-прежнему выступают решительно против предоставления Украине дальнобойных огневых средств. По-видимому, они опасаются, что Украина будет использовать их для нанесения ударов по международно признанной территории РФ. В интервью The Washington Post Зеленский повторил аргументы, которые приводит своим западным партнерам: ракеты большой дальности нужны Киеву для нанесения ударов не по России, а по Крыму и другим оккупированным украинским территориям. Однако этот аргумент пока не изменил мнения лидеров США и Германии.
Сопротивление союзников вынудило Украину запустить собственные программы производства беспилотников для восполнения пробелов в своем дальнобойном потенциале. Украина использует беспилотники для нанесения сверхдальних ударов по России с 2022 года, хотя в последнее время эти атаки усилились. Так, в последнее время было нанесено несколько ударов по российской топливно-энергетической инфраструктуре. Эти объекты, несомненно, легитимные военные цели, однако администрация Байдена, по слухам, обеспокоена потенциальными экономическими последствиями таких атак.
Читайте также
"Реакция США на них не была положительной", - подтвердил Зеленский в интервью WP. Все это ставит Украину в чрезвычайно трудное положение, особенно учитывая, что приоритетными целями российских ракетных ударов становятся объекты в глубине обороны. 3 января Минобороны Великобритании сообщило, что удары, нанесенные 29 декабря и ставшие самыми массированными за все время войны, были направлены в первую очередь на объекты оборонной промышленности Украины. Обе стороны вступили в гонку по наращиванию оборонного производства. И если Россия сможет безнаказанно наносить удары по украинской стратегической инфраструктуре, нетрудно догадаться, кто одержит победу.
Украинские войска показали отличные результаты при имеющихся у них ограниченных ресурсах. Но у них связаны руки из-за отсутствия более мощного оружия. Их собственные системы, разработанные и произведенные внутри страны, добились некоторых скромных успехов, но возможности украинских программ по созданию беспилотников и крылатых ракет существенно ограничены. Нет никаких признаков того, что "Сапсан" в ближайшее время будет готов к серийному производству, к тому же непонятно, насколько эффективен он будет.
Таким образом, судьба Украины остается в руках ее западных союзников. Великобритания и Франция лидируют по поставкам крылатых ракет, но обе страны до сих пор не смогли обеспечить стабильную отправку новых ракет и их производство компанией MBDA. Байден и Шольц могут оказать решающее влияние на ход войны, поставив крылатые ракеты большой дальности - ATACMS и TAURUS, соответственно. Если у Украины будет достаточно таких ракет, она сможет поражать гораздо больше дальних целей. Без них же преимущество России в дальнем огневом поражении будет расти, она продолжит совершенствовать свои возможности прицеливания, а украинская армия будет слабеть.
Если Байден и Шольц не изменят свой курс, они будут не вправе запретить Зеленскому атаковать российскую энергетическую инфраструктуру с помощью украинских беспилотников. Вашингтон и Берлин стоят перед выбором: дать Украине оружие, необходимое ей для освобождения своей территории, или принять риск того, что мировые цены на энергоносители будут расти из-за непрекращающихся ударов по российским нефтеперерабатывающим заводам.
Колби Бэдвор - независимый военный аналитик