Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+32+26
Иерусалим
+32+20

Мнения

А
А

Один твит обнажил всю пропасть между светскими и ультраортодоксами

Главная разница - в том, что светские и ультраортодоксальные граждане считают "серьезной жертвой" на благо государства Израиль.

04.03.2024
Источник:Детали
Фото: Walla! / Реувен Кастро

На днях одна запись в "Твиттере" всколыхнула ивритоязычный сегмент соцсети - и обнажила всю пропасть между светскими и ультраортодоксальными израильтянами. Реакцию "подогрело" еще и то, что произошло это на фоне дискуссий о призыве в ЦАХАЛ. На столе в Кнессете сейчас лежат два законопроекта о призыве. Один увеличивает срок службы для срочников и резервистов, другой - одновременно освобождает ультраортодоксальную молодежь от призыва.

28 февраля министр обороны Йоав Галант публично заявил, что сегодняшняя ситуации продолжаться не может, и служить в армии должны все - в том числе и ультраортодоксы.

Отзвуком этих дискуссий стал скандал вокруг твита молодого ультраортодоксального пользователя. 24-летний Шмуэль Джиджи, студент колеля, написал о том, какие "драконовские" правила царят в этом учебном заведении.

"Есть ли "капланист" [участник протестов на улице Каплан в Тель-Авиве], который готов со мной поменяться?", - спросил студент. И опубликовал фото заявления, которое он подписал, чтобы учиться в колеле (религиозном учебного заведении для молодых женатых мужчин).

"Это новые условия, позволяющие продолжить обучение (не то что бы до сих пор были мягкие условия). Я подписал! Есть ли протестующий или какой-нибудь Йоави Галант, готовый поменяться со мной?", - с легкой надменностью написал Джиджи.

Молодой человек попытался сравнить нагрузку авреха - женатого студента, получающего стипендию от государства, с повседневной жизнью светского израильтянина, который сам зарабатывает на жизнь, а кроме того, служит срочную и резервистскую службу в ЦАХАЛе.

По мнению Джиджи, изучение Торы - более тяжелая обязанность. В доказательство приведен документ, перечисляющий несколько правил.

Аврех обязан являться на учебу "к 4 часам", приход к 4:10 будет считаться опозданием. Опаздывать можно лишь раз в неделю. Пропускать занятия можно один раз в месяц. Учатся студенты с 4 до 7 вечера.

Если возникли неожиданные препятствия к посещению занятий (в тексте используется слово אונס , которое для светского израильтянина означает в первую очередь "изнасилование"), надо предупредить руководство колеля заранее.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Этот твит вызвал настоящую бурю в соцсетях. В итоге Джиджи удалил свою запись, но было уже поздно. Скриншоты широко разошлись по соцсети Х, и обсуждения продолжились.

Различия между светскими и ультраортодоксальными студентами проявляются во многих отношениях. Например, в светского студента государство вкладывает в среднем 18 000 шекелей, а в ультраортодокса - около 23 000 шекелей. Но этот твит обнажил серьезные различия в мировосприятии - и даже в языке, на котором разговаривают религиозные и светские сограждане.

Светский израильтянин был потрясен трагедией 7 октября - для ультраортодоксального израильтянина это была "трагедия Симхат Тора". Различия в языке видны даже на примере документа, который опубликовал Джиджи.

"Явиться в колель к 4:00" многие светские комментаторы восприняли однозначно - как то, что занятия начинаются в 4 утра. Действительно, драконовское условие. Но оказалось - и Джиджи вынужден был пояснять это в комментариях - что речь о четырех часах дня.

По его словам, многие студенты учатся еще и с утра - с 9 до 13:30. В перерывах надо еще забрать детей из учебных заведений и позаботиться о семье, жалуется автор записи.

Еще непонятнее для светского человека звучало правило о том, что в случае непредвиденных обстоятельств, надо сообщить о них руководству колеля. В тексте использовалось слово אונס, означающее на иврите как "принуждение", так и "изнасилование".

Как понимали формулировку ультраортодоксы? Если что-то мешает прийти на занятия, надо сообщить директору колеля. Как ее понимали светские? Надо сообщить, если учащийся подвергся изнасилованию. Некоторые комментаторы даже в шутку отмечали: "Ну, хотя бы в колеле борются с сексуальным насилием".

Но различия в мировоззрении еще глубже. Главная разница - в том, что светские и ультраортодоксальные граждане считают "серьезной жертвой" на благо государства Израиль.

Само понятие "жертвы" в твите Джиджи не упоминается - но читается между строк. Молодой человек считает, что он многим жертвует ради выполнения своего долга - изучать Тору. Светские пользователи, отвечавшие на твит, пытались объяснить, что они приносят совершенно реальные, физические жертвы. Вплоть до необходимости пожертвовать своей жизнью. Только во время нынешней войны в секторе Газа погибли, по данным на 29 февраля, 242 израильских солдат, были ранены более 1400.

Читайте также

Еще одна шокирующая разница - в том, как воспринимается учебная дисциплина. По мнению Джиджи, требования не опаздывать и не пропускать занятия - настолько строгие, что светский человек не справился бы.

Комментаторы пытались объяснить ему, что точно такие же требования есть и в повседневной жизни светских людей. И даже еще более жесткие. Солдат не может опоздать на утреннее построение в 6:00 - иначе он получит наказание, будет мыть посуду в столовой или останется на базе на выходных.

Опоздание на работу часто наказывается штрафами, за него могут даже уволить. Так что то, что Джиджи кажется жесткими требованиями, - для многих светских израильтян - обычный распорядок дня.

Многие комментаторы назвали твит неуместным. Их возмутил общий пренебрежительный тон - и насмешка, с которой молодой человек отозвался о министре обороны Йоаве Галанте.

Многие возмутились тем, что 7,5 часов учебы, да еще и с большим перерывом, кажутся неработающему молодому человеку тяжелой нагрузкой.

"Вопрос ко всем, кто приходит на демонстрации на Каплан. Готовы ли вы поменяться с ним и приходить на работу с 9 до 13, а потом снова, с 16 до 19:00? Да ладно, это же рабские условия! И правда, 6,5 часов работы в день! Это не по-человечески, и как только "капланисты" выживут?", - иронизирует пользователь Харель Лев.

"Очень жаль, что этот твит удалили (после того, как его посмотрело много людей). Один из важнейших процессов в израильском "Твиттере" - это встреча между ортодоксальным и светским секторами. Между ними есть разрыв, - пишет другой комментатор, Авраам Став. - В ультраортодоксальном сообществе этот твит понятен. С точки зрения светского человека - он абсурден. И сейчас - именно то время и место, чтобы начать сокращать этот разрыв."

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке