На днях одна запись в "Твиттере" всколыхнула ивритоязычный сегмент соцсети - и обнажила всю пропасть между светскими и ультраортодоксальными израильтянами. Реакцию "подогрело" еще и то, что произошло это на фоне дискуссий о призыве в ЦАХАЛ. На столе в Кнессете сейчас лежат два законопроекта о призыве. Один увеличивает срок службы для срочников и резервистов, другой - одновременно освобождает ультраортодоксальную молодежь от призыва.
28 февраля министр обороны Йоав Галант публично заявил, что сегодняшняя ситуации продолжаться не может, и служить в армии должны все - в том числе и ультраортодоксы.
Отзвуком этих дискуссий стал скандал вокруг твита молодого ультраортодоксального пользователя. 24-летний Шмуэль Джиджи, студент колеля, написал о том, какие "драконовские" правила царят в этом учебном заведении.
"Есть ли "капланист" [участник протестов на улице Каплан в Тель-Авиве], который готов со мной поменяться?", - спросил студент. И опубликовал фото заявления, которое он подписал, чтобы учиться в колеле (религиозном учебного заведении для молодых женатых мужчин).
חבל שהציוץ הזה נמחק (אחרי שרבבות צפו בו, זה לא שאני עושה פה שיימינג). אחד התהליכים הכי חשובים בטוויטר ישראל הוא המפגש בין המגזר החרדי לחילוני. יש כאן פער. בחברה החרדית הציוץ הזה מובן. בעיניים חילוניות הוא מופרך. וזה בדיוק הזמן והמקום להתחיל לגשר על הפער הזה. pic.twitter.com/fAhvi0mDWC
— אברהם סתיו (@Avraham_Stav) March 1, 2024
"Это новые условия, позволяющие продолжить обучение (не то что бы до сих пор были мягкие условия). Я подписал! Есть ли протестующий или какой-нибудь Йоави Галант, готовый поменяться со мной?", - с легкой надменностью написал Джиджи.
Молодой человек попытался сравнить нагрузку авреха - женатого студента, получающего стипендию от государства, с повседневной жизнью светского израильтянина, который сам зарабатывает на жизнь, а кроме того, служит срочную и резервистскую службу в ЦАХАЛе.
По мнению Джиджи, изучение Торы - более тяжелая обязанность. В доказательство приведен документ, перечисляющий несколько правил.
Аврех обязан являться на учебу "к 4 часам", приход к 4:10 будет считаться опозданием. Опаздывать можно лишь раз в неделю. Пропускать занятия можно один раз в месяц. Учатся студенты с 4 до 7 вечера.
Если возникли неожиданные препятствия к посещению занятий (в тексте используется слово אונס , которое для светского израильтянина означает в первую очередь "изнасилование"), надо предупредить руководство колеля заранее.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Этот твит вызвал настоящую бурю в соцсетях. В итоге Джиджи удалил свою запись, но было уже поздно. Скриншоты широко разошлись по соцсети Х, и обсуждения продолжились.
Различия между светскими и ультраортодоксальными студентами проявляются во многих отношениях. Например, в светского студента государство вкладывает в среднем 18 000 шекелей, а в ультраортодокса - около 23 000 шекелей. Но этот твит обнажил серьезные различия в мировосприятии - и даже в языке, на котором разговаривают религиозные и светские сограждане.
Светский израильтянин был потрясен трагедией 7 октября - для ультраортодоксального израильтянина это была "трагедия Симхат Тора". Различия в языке видны даже на примере документа, который опубликовал Джиджи.
"Явиться в колель к 4:00" многие светские комментаторы восприняли однозначно - как то, что занятия начинаются в 4 утра. Действительно, драконовское условие. Но оказалось - и Джиджи вынужден был пояснять это в комментариях - что речь о четырех часах дня.
По его словам, многие студенты учатся еще и с утра - с 9 до 13:30. В перерывах надо еще забрать детей из учебных заведений и позаботиться о семье, жалуется автор записи.
Еще непонятнее для светского человека звучало правило о том, что в случае непредвиденных обстоятельств, надо сообщить о них руководству колеля. В тексте использовалось слово אונס, означающее на иврите как "принуждение", так и "изнасилование".
Как понимали формулировку ультраортодоксы? Если что-то мешает прийти на занятия, надо сообщить директору колеля. Как ее понимали светские? Надо сообщить, если учащийся подвергся изнасилованию. Некоторые комментаторы даже в шутку отмечали: "Ну, хотя бы в колеле борются с сексуальным насилием".
Но различия в мировоззрении еще глубже. Главная разница - в том, что светские и ультраортодоксальные граждане считают "серьезной жертвой" на благо государства Израиль.
Само понятие "жертвы" в твите Джиджи не упоминается - но читается между строк. Молодой человек считает, что он многим жертвует ради выполнения своего долга - изучать Тору. Светские пользователи, отвечавшие на твит, пытались объяснить, что они приносят совершенно реальные, физические жертвы. Вплоть до необходимости пожертвовать своей жизнью. Только во время нынешней войны в секторе Газа погибли, по данным на 29 февраля, 242 израильских солдат, были ранены более 1400.
Читайте также
Еще одна шокирующая разница - в том, как воспринимается учебная дисциплина. По мнению Джиджи, требования не опаздывать и не пропускать занятия - настолько строгие, что светский человек не справился бы.
Комментаторы пытались объяснить ему, что точно такие же требования есть и в повседневной жизни светских людей. И даже еще более жесткие. Солдат не может опоздать на утреннее построение в 6:00 - иначе он получит наказание, будет мыть посуду в столовой или останется на базе на выходных.
Опоздание на работу часто наказывается штрафами, за него могут даже уволить. Так что то, что Джиджи кажется жесткими требованиями, - для многих светских израильтян - обычный распорядок дня.
Многие комментаторы назвали твит неуместным. Их возмутил общий пренебрежительный тон - и насмешка, с которой молодой человек отозвался о министре обороны Йоаве Галанте.
Многие возмутились тем, что 7,5 часов учебы, да еще и с большим перерывом, кажутся неработающему молодому человеку тяжелой нагрузкой.
"Вопрос ко всем, кто приходит на демонстрации на Каплан. Готовы ли вы поменяться с ним и приходить на работу с 9 до 13, а потом снова, с 16 до 19:00? Да ладно, это же рабские условия! И правда, 6,5 часов работы в день! Это не по-человечески, и как только "капланисты" выживут?", - иронизирует пользователь Харель Лев.
"Очень жаль, что этот твит удалили (после того, как его посмотрело много людей). Один из важнейших процессов в израильском "Твиттере" - это встреча между ортодоксальным и светским секторами. Между ними есть разрыв, - пишет другой комментатор, Авраам Став. - В ультраортодоксальном сообществе этот твит понятен. С точки зрения светского человека - он абсурден. И сейчас - именно то время и место, чтобы начать сокращать этот разрыв."