На прошлой неделе произошли два события. Они были разные по уровню значимости, но касались одной темы. Президент США Джо Байден намекнул о возможном признании палестинского государства, а Совет поселений Иудеи и Самарии опубликовал статистические данные о количестве поселенцев. Их приводит журналист Шило Фрид в газете "Макор Ришон".
Еврейское население Иудеи, Самарии и Иорданской долины на январь 2024 года составляет 517.407 человек. Это на 2% больше, чем было в конце 2022 года. Эти люди проживают в примерно 150 поселениях. В количественном отношении прирост составил 14.729 человек. Жители территорий составляют 5.2% от общего числа резидентов Израиля (9.84 миллиона).
В четырех городах Иудеи и Самарии (Модиин-Илит, Бейтар-Илит, Маале-Адумим и Ариэль) проживают около 220 тысяч жителей, что составляет 42.7% от общего числа поселенцев. Прирост населения в этих городах составил 2.9% за год. В местных советах проживают около 118 тысяч жителей, что составляет 22.9% поселенцев. Самым крупным местным советом является Гиват Зеэв, после него идут Эфрат и Карней-Шомрон.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
В региональных советах проживают около 178 тысяч жителей, что составляет 34.4% еврейского населения территорий. Самый крупный региональный совет, это Мате Биньямин, за ним следует Шомрон, Гуш Эцион, Хевронское нагорье, Иорданская долина и Мегилот (район Мертвого Моря).
Самый большой прирост населения в региональных советах был в Иорданской долине, где этот показатель составил 5.2%. Среди местных советов лидирует Имануэль (ультраортодоксальное поселение)- 7.4%. Среди обычных поселений первое место у ультраортодоксального Маале Амос, в котором прирост населения составил 24.5%.
Все эти данные являются официальной статистикой, собранной в различных госструктурах. Они свидетельствуют, что уже много лет наблюдается тенденция к постоянному росту населения территорий: если в 2013 году там проживало 374.469 жителей, то в 2023 году, как уже было с казано, 517.407. За 10 лет число поселенцев выросло на 38%.
Социологически-жители территорий распределяются следующим образом: 37% религиозных, 37% ультраортодоксов и 26% светских.
Что происходит с четырьмя городами на территориях? Два из них светские и два ультраортодоксальные. При этом жители трех городов - Маале-Адумим, Модиин-Илит и Ариэль - не воспринимаются извне, как поселенцы, да и сами не воспринимают себя таковыми. Так и жители многих иерусалимских кварталов, построенных после Шестидневной войны, тоже не воспринимают себя, как поселенцев. Модиин-Илит вообще находится на "зеленой черте". Маале-Адумим изначально планировался пригородом Иерусалима. Когда наконец то решится проблема с Хан Эль Ахмар и так называемым "районом Е1", слияние Маале-Адумим и Иерусалима станет вполне реальным. Уже сегодня эти два города связанны между собой туннелями. Многочисленные студенты Ариэльского университета (включая арабов), не воспринимают город, так, как воспринимали бы Алон-Море или Кирьят-Арбу. Вместе с тем, с формальной точки зрения они так же подчиняются гражданской администрации территорий.
С региональными советами тоже не все однозначно. Так, Шомрон, Мате Биньямин, Гуш Эцион и Хевронского нагорья- это "классические" поселенцы: большая часть поселений - религиозные, немного ультраортодоксальных и еще меньше светских. Региональные советы Иорданской долины и Мегилот очень сильно отличаются от них. Прежде всего тем, что большая часть населения там - светские, а в региональном совете Мегилот, есть даже 3 киббуца. Да и отношение в обществе к этим двум региональным советам совсем другое, чем к поселениям в Иудее и Самарии. Еще одно отличие региональных советов Иорданской долины и Мегилот заключается в том, что их жители в основном занимаются сельским хозяйством.
Читайте также
Если не брать в расчет жителей Ариэля и Маале-Адумим, Иорданской долины и Мегилот, то процент светского населения в классических поселениях Иудеи и Самарии станет гораздо меньше. Исторически сложилось так, что поселенческая деятельность стала, в основном, уделом представителей религиозного сионизма. Явно выраженных светских поселений в Иудее и Самарии очень мало. Только на севере Самарии есть три небольших поселения- Шакед, Хинанит и Рейхан, а на юге - поселение Баркан. В региональном совете Мате Биньямин есть Анатот и Римоним. В Гуш Эционе - Ар Гило. Хевронское нагорье - светских поселений нет. Существует также некоторое количество смешанных поселений (Текоа, Нили, Нокдим, Карней-Шомрон, Маво-Дотан, Кфар-Адумим, Тене-Омарим). Среди местных советов смешанным является так же Гиват-Зеэв (раньше был светским, но в последнее время там стали покупать квартиры много ультраортодоксов). Кирьят-Арба раньше считалась смешанной, но за последние годы светское население там стало исчезающим меньшинством.
Помимо двух ультраортодоксальных городов (Модиин-Илит и Бейтар-Илит) и местного совета Имануэль, есть еще два небольших поселения в восточной части Гуш Эцион- Маале-Амос и Мейцад, и большой квартал Тель-Цион, являющийся частью поселения Кохав-Яаков. Эти поселения были созданы для решения острой жилищной проблемы ультраортодоксального населения Иерусалима и Бней Брака. Идеология их жителей кардинально отличается от идеологии мейнстрима поселенцев.
Важно помнить, что развитие поселений и увеличение количества их жителей является, прежде всего, геополитической проблемой, к которой приковано внимание Вашингтона и Брюсселя. Если бы поселения могли развиваться без вмешательства извне, то количество их жителей было бы гораздо больше.
В любом случае, следует признать, что количество поселенцев на территориях давно прошло точку невозврата и вернуть 95-98% из них за "зеленую черту" просто нереально. Думаю, что многие помнят, что эвакуация менее, чем 10 тысяч жителей Гуш-Катифа потребовала от государства предельного напряжения сил. Тут же идет речь о количестве людей, превышающем население Гуш Катифа более чем в 50 раз.