Более чем через месяц после публикации в The Wall Street Journal, 30 января, было разрешено публично сообщить, что во время войны ЦАХАЛ взял на вооружение возможность нейтрализации тоннелей путем заливания водой.
В ЦАХАЛе и министерстве обороны совместно разработали несколько устройств для быстрой подачи воды, которые являются частью разнообразного арсенала инструментов, имеющихся у ЦАХАЛа для работы в тоннелях ХАМАСа. В их основе лежат мощные водяные насосы, способные перекачивать сотни тысяч литров воды из Средиземного моря в тоннели.
Устройства состоят из насосов и трубопроводов для подачи воды в шахты. Порядок их использования был разработан после анализа почвы и водной системы в разных районах, среди прочего, чтобы убедиться, что не будет поставлена под угрозу возможность использования грунтовых вод для питья после затопления тоннелей.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Согласно объяснению ЦАХАЛа, подача воды в тоннели в секторе Газа осуществляется только в конкретных местах, признанных для этого безопасными, и в любом случае, с выбором соответствующего метода применения устройств.
Разрешение опубликовать информацию об использовании системы борьбы с тоннелями путем закачки в них воды, вероятно, связано с тем, что, как оказалось, этот метод не является чудодейственным оружием против угрозы тоннелей.
Еще до того, как Израилем была раскрыта система затопления тоннелей, эксперт по тоннельным войнам доктор Дафна Ричмонд-Барак из Школы государственного управления, дипломатии и стратегии Университета Райхмана, прокомментировала этот метод так: "Использовать воду сложно — вы не всегда знаете, какую часть тоннеля вы разрушили. В некоторых тоннелях пол сделан не из бетона, а из утрамбованной земли, и в этом случае вода может просочиться в глубину, не разрушая тоннель, а лишь временно выводя его из строя".
Общая длина тоннелей в секторе Газа превышает 500 км, возможность их затопления является только одним из многих инструментов, которые ЦАХАЛ использует для разрушения "подземной страны" ХАМАСа.
Для ликвидации тоннелей также используются управляемые бомбы, сбрасываемые с самолетов, действия подразделений под землей и специальные операции с использованием передовых технологических средств, таких как роботы и мультикоптеры.
ЦАХАЛ также использовал бульдозеры D9, что стало одним из оснований для резкого увеличения парка военных бульдозеров: были заказаны десятки новых бульдозеров у американской компании Caterpillar. Некоторые из них управляются дистанционно, чтобы не подвергать опасности оператора.
Работу по разрушению тоннелей возглавляет подразделение "Яалом", спецназ инженерных войск, который передает полученные знания другим специальным подразделениям ЦАХАЛа. Среди инструментов, которые использует подразделение, есть роботы — такие, как гусеничный робот производства израильской компании Roboteam, и серия крошечных мультикоптеров, способных летать, вести навигацию и картографировать тоннели.
"На сегодняшний день ЦАХАЛ является самой передовой армией в мире в области тоннельной войны", — говорит доктор Дафна Ричмонд-Барак, которая работает также научным сотрудником в Институте современной войны в Вест-Пойнте, академии армии США. Она объясняет, что "тоннели — это древняя форма ведения войны, евреи прятались в них и сражались из них еще во время войн с римлянами".
"В новейшее время американцы столкнулись с использованием тоннелей Вьетконга во время войны во Вьетнаме, из-за чего они потеряли немало солдат. С тех пор они не извлекли никаких уроков, не разработали никакой военной доктрины или оборудования, подходящего для ведения тоннельной войны — и снова столкнулись с угрозой тоннелей в Афганистане. Мы также видели использование тоннелей в Сирии и Ираке. Многие знания и опыт, которые террористы ИГ накопили в то время, оказались у ХАМАСа", — продолжает доктор Ричмонд-Барак.
Еще до войны ЦАХАЛ сообщил, что расширяет использование мультикоптера "Маоз" производства Rafael, который получил свое первое боевое применение еще в ходе операции "Страж стен" в 2021 году. "Маоз", как его называют в ЦАХАЛе, или Spike Firefly по экспортному названию, весит 2,2 кг. Он способен нести 350-граммовую полезную нагрузку, которая может представлять собой заряд взрывчатого вещества или батарею, продлевающую "срок службы" с 15 минут до 30. Он способен к автономному полету, но оператор может давать ему инструкции в полете с планшета.
Читайте также
"Роботы и мультикоптеры снижают риск для солдат. Это важные технологии, но ЦАХАЛ еще не нашел "Железного купола" для угрозы туннелей. У нас есть умная и высокотехнологичная армия, но 7 октября мы все увидели ее ограничения", — говорит доктор Барак-Ричмонд. Все яснее важнейшая роль разведки. Силы ЦАХАЛа в секторе Газа собирают информацию из штабов ХАМАСа, а также из допросов террористов. Ведь возможность обнаруживать тоннели снаружи, без бурения, очень ограниченна, и особенно — на поля боя.
Даже после обнаружения тоннеля уничтожить его непросто. У ВВС есть бомбы, предназначенные для глубокого проникновения в почву и последующей детонации, такие как SDB компании Boeing и PHR компании Elbit, оба типа использовались во время войны.
"Нам необходимо широко использовать высокоточное бомбометание с воздуха, чтобы разрушить километры туннелей. Я надеюсь, что бомбардировки и использование таких технологий, как роботы, мультикоптеры, и другие прорывные идеи смогут помочь с этой задачей. Размещение солдат в тоннелях должно быть последним вариантом из-за большого риска", — утверждает доктор Ричмонд-Барак.
Согласно другому сообщению The Wall Street Journal, на данный момент разрушено лишь около 20% туннелей ХАМАСа, их эксперт по безопасности заключает: "Имеются существенные ограничения связи с устройствами, действующими в тоннелях, некоторые из них производят шум, некоторые больше, некоторые меньше. Тоннели — это настоящий вызов, требующий упорного и творческого труда. Здесь нет волшебных решений".
Источник - Walla!