В минувшую субботу вечером мы пошли в театр. С того страшного шаббата мы еще ни разу не воспользовались абонементом "Габимы", а посмотреть про Голду казалось уместным. "Первая леди" — спектакль сдержанный. Зрители хранили образцовое молчание, и только один раз, после того, как актер, игравший капитана Ашкенази, крикнул главной героине: "Если ты не возьмешь на себя ответственность сейчас, то и лидеры, которые придут после тебя, тоже не возьмут на себя ответственность!", зал разразился бурными аплодисментами.
Помимо этой естественной реплики, режиссер не вставил ни единого намека на текущие события: простая и знакомая история страны говорила сама за себя. Скромная канцелярия главы правительства. Дочь, призывающая мать отказаться от власти вместо того, чтобы требовать держаться за нее любой ценой… И все же, помимо повторившегося чудовищного провала, помимо даты, помимо интриг в партии, помимо очевидной разницы между Сарой Рахави и Яиром Нетаниягу, есть еще один момент, как правило, ускользающий от нашего внимания: выборы 1973 года.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Выборы в Кнессет тогда были отложены из-за войны, с ноября 1973 года на 31 декабря. Война Судного дня повлияла на результаты, но не изменила соотношения сил и не привела к смене власти. Партия "Авода" в ее тогдашней версии - МААРАХ, потеряла 5 мест. "Ликуд" вырос на семь. И все же правящая партия сохранила преимущество — она получила 51 мандат, в то время как "Ликуд" - 39.
Голде Меир не составило труда сформировать правительство. Более того, она получила не только мандат, но и индульгенцию от следственной комиссии Аграната, которая отвела удар от политиков и переложила всю ответственность на армию. Промежуточный отчет, опубликованный в апреле 1974 года, снял с Голды Меир вину за провал. И все же вскоре после публикации отчета она положила ключи на стол.
Через несколько дней после того показа в "Габиме" состоялся другой спектакль. Разыгрывался он при закрытых дверях для небольшой аудитории, но цитаты разнесли на всю страну. В спектакле "Заседание комиссии по назначению судей" исполнитель главной роли, министр юстиции Ярив Левин в голос жаловался, что роль ему досталась слишком маленькая и он "сидит как истукан". Он к тому же сказал, — вы не поверите! — что "во время войны нужно принимать решения по широкому согласию".
Сказал и тем самым подтвердил очевидное: выход из военного, социального и политического кризиса у Израиля только один: мы должны создать широкое правительство национального единства по классической формуле Бен-Гуриона, то есть "без "Херута" и МАКИ". В наши дни эта формула правительства без радикалов с обеих сторон означает "без Смотрича, Бен Гвира и Мейрав Михаэли".
К данной цели ведут две дороги. Одна - короткая, но изобилующая препятствиями: конструктивный вотум недоверия. Вторая - протоптанная, но длинная: выборы в Кнессет. На сегодняшний день обе перекрыты и пробивать заторы, похоже, придется знакомым способом - выйдя на площадь.
Голда и Биби
Правительство Голды Меир накануне Войны Судного дня заснуло на посту. Правительство Нетаниягу в канун Войны Железных Мечей на пост вообще не заступило. С первого дня у власти оно вело войну с внутренним врагом - не голосовавшими за коалицию гражданами страны, так что ему, правительству, попросту было не до ХАМАСа.
Подобно исторической МАПАЙ, "Ликуд" десятилетиями находился у власти, разжирел, обленился и привык смотреть на страну сверху вниз, и граждан считать бесправными подданными, а не хозяевами страны, которым правительство обязано давать отчет.
Как и министры и депутаты партии МАПАЙ, политики "Ликуда" заражены коррупцией. И все же между правительством Голды и нынешней коалицией Нетаниягу зияет пропасть. Политики 1970-х хотя бы видимость соблюдали: не присваивали так открыто деньги из казны на сугубо политические цели, не хвалились так бесстыдно своей возможностью назначать приближенных на видные посты в государственных компаниях (конечно, и мапайники назначали своих, но потихоньку, и для них все-таки существовало понятие "интересы страны"). И более того — в те годы израильтянам не приходилось стыдиться собственного правительства и собственного парламента. На трибуну Кнессета поднимались в подавляющем большинстве своем образованные люди, почти всегда - прекрасные ораторы.
Да и общественная атмосфера осенью 1973-го была иной. Каденция правительства как раз подходила к концу, Голда Меир пользовалась популярностью, правящей партии была гарантирована победа на выборах. Тогда как положение Нетаниягу в октябре 2023-го было принципиально иным. Вскоре после создания правительства начался беспрецедентный в истории страны массовый протест. Коалиция открыто растаскивала казну. Министры и депутаты соревновались, кто выкрикнет самый резкий, самый глупый и самый скандальный лозунг. Министр юстиции и председатель юридической комиссии Кнессета объявили войну той половине страны, что за них не голосовала, а само правительство даже не пыталось скрыть, что представляет только сектора, а никак не страну в целом. Понятия "национальные интересы" больше не существовало. Впервые в истории страны правительство открыто отмежевалось от сионизма, потому что сионизм и секторальность несовместимы.
Политики не всегда отличаются харизмой и интеллектуальным уровнем, и все-таки впервые в истории страны у власти оказались необразованные, не получившие элементарного воспитания дилетанты. Подобных соседей или сотрудников не пожелал бы себе практически никто из нас. Так что зимняя парламентская сессия обещала Нетаниягу мало хорошего: буксовавшая "юридическая реформа", закон о мобилизации — короче, коалиции предстояло несколько месяцев ползти по минному полю.
Голда Меир, Франклин Делано Рузвельт и Буш-младший (двух последних Нетаниягу очень любит приводить в качестве примера — ведь они не подали в отставку после Перл Харбора и атаки на башни-близнецы) не лишились общественной поддержки в канун случившегося в их каденцию несчастья. А вот Нетаниягу утратил популярность еще до нападения ХАМАСа.
Даже если бы каденция Голды Меир не подошла к концу в ноябре 1973-го, после войны правительству следовало бы уйти в отставку и инициировать досрочные выборы. Но каденция все равно закончилась, и Голда Меир получила от избирателей обновленный мандат.
Можно задаваться вопросом, потеряло ли нынешнее правительство свой мандат в разгар неудавшегося юридического переворота, но оно однозначно утратило его 7 октября 2023 года. С того ужаса прошло более ста дней, и нового мандата общество этой коалиции не дает.
Как поступил бы Нетаниягу, если бы выиграл выборы после войны, а промежуточный отчет государственной комиссии по расследованию снял бы с него всякую ответственность — вопрос риторический. А вот какие шаги должны предпринять депутаты Кнессета от "Гослагеря", "Ликуда" и оппозиции, когда правительство утратило мандат, большинство граждан страны ему не доверяют и считают ответственным за чудовищный провал — это вопрос не просто актуальный, но и срочный. Время уходит.
Лозунг, который мы не осуществили
На прошлой неделе Бени Ганц выдвинул Нетаниягу условия, без выполнения которых его партия выйдет из правительства. Нет, в список Ганца не включено требование назначить дату выборов. Условия там другие. Только ведь продолжение известно заранее: такое уже было с Ходжой Насреддином, когда тот потребовал у трактирщика ужин. Трактирщик не впечатлился и Насреддин, надувая щеки, пригрозил, что поступит с трактирщиком так же, как поступал в подобных случаях его отец. Трактирщик несколько напрягся и осведомился, а как же поступал уважаемый отец Насреддина, на что получил ответ, что тот ложился спать голодным.
Ганц, как и отец Насреддина, пойдет спать голодным. Ему не впервой: в корчме Нетаниягу его уже неоднократно оставляли без ужина. Ганц сотрясает воздух, а тем временем Нетаниягу, Смотрич и Гафни, не обращая на его слова ни малейшего внимания, готовят к окончательному утверждению бюджет, из-за которого ляжет спать голодным не только Бени Ганц, но и сотни тысяч эвакуированных; владельцы малых бизнесов; работающие по найму, которых заставят платить больше налогов…
Бюджет Нетаниягу, Смотрича, Гафни — не бюджет воюющей страны. Это бюджет узко секторального правительства, для которой как будто и нет войны, а сектор важнее государства.
Прошло больше ста дней с начала войны, а победы нет. ХАМАСу нанесен серьезный удар, но он продолжает контролировать часть сектора Газа и сохранил возможность обстреливать Израиль ракетами. Лидеры ХАМАСа живы, а наших заложников убивают. И когда гибнут и получают ранения наши солдаты, потери противника — слабое утешение.
Может быть, лозунг "Вместе победим" не работает? Нет ответа на этот вопрос, потому что мы этот лозунг просто не реализовали в жизнь.
Конечно, мы не можем знать, что было бы, "если бы". Мы не знаем, оказалось ли бы широкое чрезвычайное правительство в состоянии развалить ХАМАС, вернуть большую часть похищенных, утихомирить "Хизбаллу" и вернуть эвакуированных с севера и юга домой. Мы не можем знать, где оказались бы по прошествии ста дней войны, если бы было создано широкое национальное чрезвычайное правительство без радикалов. Зато мы знаем, что смысл лозунга "вместе победим" уж точно не заключается в том, что весь народ будет вместе сражаться и помогать эвакуированным, а узкое правительство по-прежнему будет игнорировать интересы страны и заботиться о себе и о своих! "Вместе" включает и правительство.
Читайте также
Как там сказал Ярив Левин? Что во время войны желательно договариваться? Хотелось бы, чтобы эту необходимость договариваться он осознал год назад, или хотя бы в конце первой зимней парламентской сессии. Потому что желательно договариваться всегда, и тогда есть шанс, что не будет войны. А когда правительство все свои усилия направляет на то, чтобы подчинить себе внутреннего врага из числа граждан, которые за него не голосовали, оно не занимается вопросами безопасности, не укрепляет границы и поощряет врага внешнего.
Мы не можем знать, чего добилось бы на фронте и на международной арене правительство национального единства. Но одно мы знать можем: это правительство пользовалось бы доверием народа. Не абсолютным, конечно, но пользовалось бы. Граждане страны не подозревали бы политиков в том, что они принимают решения, исходя из узких личных политических интересов, потому что в широком правительстве интересы эти разные, и была бы возможность поменять порядок приоритетов, поставив во главу интересы национальные, а не личные.
Израилю нужно широкое национальное правительство. Без правительства национального единства нет никакого "вместе". Узкое правительство, которому не доверяет большая часть граждан, только отдаляет победу.