Вечером в четверг, 28 декабря, Армия обороны Израиля опубликовала выводы расследования обстоятельств гибели троих заложников, которые погибли от "дружественного огня" со стороны израильских военных. Эти выводы ранее на неделе были представлены начальнику генерального штаба Герци Халеви командующим южным военным округом генерал-майором Яроном Финкельманом.
Подписывайтесь на телеграм-канал zahav.ru - события в Израиле и мире
Ниже полностью приводится текст документа:
"1. 15 декабря 2023 года, в дни ожесточенных боев в Шуджайе, боец ЦАХАЛа выстрелил в трех человек, в которых он видел угрозу. Он ранил двух заложников, которые погибли. Третий смог убежать.
2. Командиры дали приказ "прекратить огонь", чтобы узнать, кто этот третий. Примерно через 15 минут командир подразделения услышал крики на иврите: "Спасите" и "В меня стреляют", повторил приказ о прекращении огня и крикнул на иврите: "Выходи в мою сторону". Человек вышел из здания и направился в сторону солдат. Двое военнослужащих подразделения не услышали приказа о прекращении огня из-за шума, который создавал находящийся поблизости танк. Они открыли огонь и застрелили третьего заложника.
3. В результате расследования и анализа находок и аэрофотодокументации места происшествия выяснилось, что похищенные были без рубашек, а один из них размахивал белым флагом. Стрелявший солдат находился на позиции, где была ограничена видимость того места, где находились заложники.
4. После того, как инцидент завершился, после проверки местности на предмет угроз и прочесывания его возникло подозрение, что это похищенные. Тела были доставлены на экспертизу в Израиль, после чего выяснилось, что это действительно трое похищенных израильских заложников.
5. Незадолго до инцидента, 10 декабря 2023 года, на выходе из шахты туннеля в районе Шуджайя была найдена записка с надписью на иврите "Спасите". Рядом с запиской было удостоверение личности боевика ХАМАС. Записка была передана на экспертизу, однако никакой дополнительной информации, связывающей ее с присутствием похищенных в этом районе, обнаружено не было. По оценке сил на местах, это была попытка ХАМАС обмануть бойцов и заманить их в ловушку.
6. 10 декабря 2023 года патруль "Голани" действовал в районе квартала Шуджайя и провел серию рейдов в зданиях, разыскивая террористов и оружие. Солдаты ворвались в здание и пустили в него собаку из отряда "Окец" для обнаружения взрывчатки. Завязалась схватка, в ходе которой террористы открыли огонь по собаке и бойцам изнутри здания. Военные открыли ответный огонь по источнику стрельбы и ликвидировали боевика.
7. Во время боя командиры отряда услышали призывы о помощи на иврите из здания: "спасите" и "заложники". По оценке военных, это была попытка обмана со стороны террористов. Бойцы инженерно-саперного подразделения, сопровождавшие на поле боя пехотинцев, указали на то, что здание предположительно заминировано, поэтому отряду не стоит пытаться войти внутрь. Часть солдат слышала крики о помощи, но подозревала, что это была попытка террористов заманить их внутрь здания и навредить им, как уже случалось в прошлом.
8. Из-за этих подозрений бойцы покинули здание и направили огонь боевых вертолетов и танков по зданию и смежной территории. В результате этих атак, по всей видимости, были уничтожены пять террористов, пытавшихся скрыться с места.
9. После трагического инцидента с гибелью заложников 15 декабря, бойцы осмотрели здание и нашли там убитую боевую собаку, на теле которой была камера. По итогам изучения видеозаписи стало ясно, что похищенные находились в здании, где действовали бойцы, а уничтоженные террористы удерживали похищенных. В записи, найденной на собаке, похищенных не видно, но слышны их голоса, когда они взывают о помощи. В конце боя, после того как террористы, удерживавшие заложников, были ликвидированы, заложники, по всей видимости, покинули здание, спасаясь.
10. Утром 14 декабря 2023 года с помощью дронов на здании в 200 метрах от места гибели похищенных были обнаружены таблички с надписями "SOS" и "Спасите троих похищенных". Возле здания находились синие бочки, в которых боевики складывали взрывчатку. Бойцы ранее в Шуджайе уже сталкивались с подобным, потому решили, что это ловушка.
Выводы следствия:
Следствие показало, что командование располагало информацией о наличии заложников в Шуджайе и даже были приняты меры по отказу от нанесения ударов по зданиям, где предположительно могли содержаться похищенные. При этом никаких сведений ни об одном из зданий, где находились похищенные, не было.
При этом на каждом участке действуют специально подготовленные силы, призванные немедленно вмешиваться в случае обоснованных предположений о том, что в здании находятся заложники. Однако военные на месте не были достаточным образом подготовлены к ситуации, при которой к ним могут выйти похищенные.
Военнослужащие ЦАХАЛа, принимавшие участие в инциденте, в дни, предшествовавшие ему, действовали в сложной боевой обстановке, находились в состоянии боевой готовности и ощущали угрозу, а также в ходе боев столкнулись с обманом со стороны противника, который пытался завлечь бойцов в туннели и заминированные здания.
Заключение начальника генштаба ЦАХАЛа:
Начальник штаба пришел к выводу, что это серьезный инцидент с очень серьезными последствиями. ЦАХАЛ не смог выполнить задачу по спасению заложников в данном инциденте. Все командование чувствует себя ответственным за это тяжелое событие, скорбит по поводу такого исхода и разделяет горе трех семей похищенных.
Начальник генштаба пришел к выводу, что причинение вреда похищенным можно было предотвратить. При этом глава генштаба уточнил, что никакого злого умысла в случившемся не было, и бойцы в меру своего понимания происходящего действовали верно, согласно обстановке на тот момент.
Начальник штаба подчеркивает, что крайне важно соблюдать инструкции по открытию огня. В ситуации, когда нет непосредственной угрозы и когда противник явным образом не идентифицирован, необходимо внимательно посмотреть непосредственно перед стрельбой, если это возможно. Это действие необходимо, чтобы предотвратить, среди прочего, случаи обстрела наших сил. В данном случае трое похищенных не двигались угрожающе и держали в руках белый флаг, поэтому правильно было провести их идентификацию перед открытием огня. Стрессовые условия и оперативная обстановка затрудняли бойцам реализацию этого.
Читайте также
В заключение начальник генштаба постановил, что "открывать огонь в сторону заложников не следовало — это не соответствовало риску и ситуации". Однако это происходило в сложных обстоятельствах, в напряженных боевых условиях и при продолжительной угрозе. Нам, командирам, необходимо следить за тем, чтобы оперативные инструкции были четкими, а действия войск на местах учитывали дополнительные аспекты — привлечение здравого смысла бойцов и командиров на местах. Соблюдать указания по открытию огня необходимо. Они предназначены для того, чтобы защитить нас, а также для того, чтобы мы не убили себя. Они определяют и влияют на судьбоносные решения, как и произошло в этом случае".
Начальник штаба подчеркнул необходимость сделать выводы и укрепить связи между разведывательно-оперативным штабом по возвращению похищенных во главе с генерал-майором Ницаном Алоном и командованием южного округа, сделав упор на улучшение координации между ними, передачу информации из штаба силам — сообщать в штаб о признаках присутствия заложников в тех или иных местах.
Начальник генштаба поручил всем командирам извлечь уроки из произошедшего и немедленно донести их до боевых формирований, чтобы максимально предотвратить повторение подобных случаев. Помимо этого, он дал распоряжение повысить осведомленность полевых сил о присутствии похищенных в зоне боевых действий, включая их местонахождение, фотографии и различные сведения о них.
Начальник генштаба отметил, что расследование было проведено тщательно, и оно проводилось во время боевых действий из-за тяжелого исхода и необходимости немедленно извлечь уроки, в то время как боевые действия продолжаются.
Результаты расследования были представлены семьям заложников. Армия обороны Израиля разделяет глубокую скорбь семей и будет продолжать сопровождать их".