Журналист Нир Кипнис опубликовал материал об "успехе израильской разведки" - обнаружении гигантского тоннеля ХАМАСа в непосредственной близости от границы.
Предполагалось, что это будет история успеха разведки, разоблачения террора, триумфа новых технологических средств. В реальности колоссальный тоннель ХАМАСа демонстрирует только то, насколько мы были зажаты в рамки концепции. Мы не только не смогли различить надписи на стенах зданий в Газе, включая призывы заложников о помощи - заложников, которых не спасли. Но даже то, что было замечено - было тщательно запротоколировано - и сдано в архив, без каких-либо действий со стороны военного и политического руководства. И мы продолжаем платить за это цену.
Подписывайтесь на телеграм-канал zahav.ru - события в Израиле и мире
Туннель глубиной 50 метров, длиной около четырех километров, достаточно широкий для проезда транспортных средств, - это не то, что пропустили все средства обнаружения и идентификации. А если у кого-то еще оставались сомнения, представитель ЦАХАЛа представил видео, на котором видно, как Мохаммад Синуар, брат Яхьи, лично контролирует строительство туннеля.
В каком бы направлении мы ни двигались по тоннелю, который тянется от Джебалии до КПП "Эрез" ("КПП мира", перевалочный пункт для гуманитарной помощи, переход, через который пациенты попадают в Израиль на лечение, и рядом с которым находится промышленная зона, призванная обеспечить средства к существованию для нуждающихся жителей Газы), мы попадаем в тупик:
Если мы не знали (вероятность этого крайне мала), то зачем тогда все эти "специальные средства", предназначенные для обнаружения и предупреждения? Мы так хорошо умеем задавать вопросы о том, что правительство делает с нашими деньгами; нам нужно задать тот же вопрос системе безопасности (с соответствующей деликатностью, но требуя ответа) - и это менее худший вариант.
Действительно худший вариант - это то, что мы видели, знали, возможно, даже военные чины поднимали информацию наверх, она была передана лицам, принимающим решения, возможно, кто-то звонил во все колокола, а кто-то знал, молчал и даже помогал (косвенно, конечно) ХАМАСу с деньгами, которые ему поступали.
Я пытаюсь влезть в голову того, кто принимал решение проигнорировать данный стратегический проект, если такое решение действительно было, и не могу: как вы думаете, что делают палестинцы, строя метро? Они пытаются добраться до другого берега моря и превратить свой город в Венецию Ближнего Востока?
Этот туннель террора, преподнесенный во всех выпусках новостей как некий акт доблести ЦАХАЛа, как ничто другое иллюстрирует масштабы провала и, по сути, заключает в себе историю всей системы, начиная с момента убийства первого солдата на границе, целых семей, зарезанных в пижамах, полей смерти приграничной полосы - и, конечно, всего, что за этим последовало:
Тот, кто должен был увидеть, не увидел; тот, кто увидел, истолковал это неправильно и не передал должного отчета, а тот, кто передал должный отчет, не добился того, чтобы на него бросил взгляд кто-то из высшего руководства. И даже если что-то и дошло до самого верха - оно было немедленно, на месте аннулировано аргументом, согласно которому, что нам нужно усилить ХАМАС, потому что довольный ХАМАС - это ХАМАС, которому есть что терять.
Слепота военных приводит к гражданскому провалу, военный провал превращается в гражданскую катастрофу. Такова история этого тоннеля-сенсации: несмотря на то, что от него не было никакого вреда, он остался безмолвным свидетелем полной потери элементарного чувства самозащиты, породившей великую катастрофу в истории Государства Израиль.
На этом можно было бы и остановиться, но каждый раз, когда ЦАХАЛ сообщает об ударах по командным пунктам "Хизбаллы" в Южном Ливане (так же, как на протяжении многих лет он рапортовал об уничтожении "баз" и "объектов" ХАМАСа), вновь возникает тревожный вопрос: до сих пор вы знали, что это командные пункты, с которых террористы отправляются совершать теракты? До сих пор вы знали, что там находится предприятие по разработке оружия, тренировочная база или штаб - знали и не уничтожали их сразу после того, как они были созданы?
Читайте также
В ЦАХАЛе принято хвастаться неким "банком целей". В армии не понимают, что на Ближнем Востоке в банк не ходят, а все платят наличными. Само "сбережение" этого банка целей является частью концепции.
И теперь осталось ответить всего на три вопроса: знал ли ЦАХАЛ? Если знал, то представил ли эту информацию наверх? Если представил, что помешало армии действовать?
И еще один вопрос: усвоили ли мы наконец урок, что, когда мы видим врага или его вооружения, мы уничтожаем их, а не ждем "вспышки" или "очередного витка эскалации" в качестве оправдания игнорирования террора? Если бы каждый гражданин Израиля был уверен, что однозначный ответ на третий вопрос - "да", этого было бы достаточно.