Эту тему в журнале Foreign Affairs поднимает Лина Хатиб, директор Института Ближнего Востока SOAS и одна из основателей программы арабских реформ и демократии.
Накануне 7 октября у каждого арабского государства были свои отношения с Израилем, напоминает она. Египет и Иордания подписали мирные договоры несколько десятилетий назад и продолжают сотрудничать по сей день. Объединенные Арабские Эмираты нормализовали дипломатические отношения недавно, подписав соглашения Авраама. До нападения ХАМАСа Саудовская Аравия и Израиль при поддержке Вашингтона завершали работу над сделкой по нормализации отношений. Катар сохранял неформальные отношения с Израилем, одновременно принимая у себя в Дохе политическое руководство ХАМАСа. Считая израильско-палестинский конфликт сдержанным и относительно вялотекущим, все сосредоточились на собственных политических и экономических целях, иногда ведя совместный бизнес с израильским правительством.
Подписывайтесь на телеграм-канал zahav.ru - события в Израиле и мире
Военный ответ Израиля в одночасье изменил отношения, подтолкнув арабские государства к единой позиции по конфликту. Когда Израиль нанес удар по лагерю беженцев Джебалия в конце октября, Египет, Иордания, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ среагировали почти одинаково: осудили нападение и призвали к прекращению огня. Однако каждая арабская страна и сейчас подходит к войне между ХАМАСом и Израилем, учитывая собственные приоритеты, особенно "большая пятерка": Египет, Иордания, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ.
Газа раздражает весь арабский мир. Арабские режимы в сложном положении — им нужно солидаризироваться с собратьями и одновременно сохранять связи с Израилем.
Египет и Иордания
Египет и Иордания беспокоятся, что война Израиля с ХАМАСом повлияет на их собственную безопасность. Обе страны не в восторге от перспективы, при которой на их территории могут хлынуть тысячи палестинцев, включая членов ХАМАСа и других боевых групп. Заботясь о внутренней безопасности, Египет первым из арабского блока отверг предложение США о временном мандате на управление Газой после прекращения боевых действий, пока Палестинская автономия не будет готова взять управление на себя. Президент Абдель Фаттах ас-Сиси отклонил предложение директора ЦРУ Уильяма Бернса и заявил, что Египет не будет помогать искоренять ХАМАС, нуждаясь в этой группировке для поддержания безопасности на границе страны с сектором Газа.
Египет следит за своей стороной перехода, но ХАМАСу удается контрабандой ввозить в Газу все виды товаров. Присутствие ХАМАСа в Газе дает Египту инструмент, пригодный для давления на Израиль, и Каир не захочет терять эту карту, пока продолжается израильско-палестинский конфликт.
Иордания помнит о палестинском происхождении немалой части собственного населения. Чтобы сохранить спокойствие на улицах этой страны, королева Рания (сама — палестинка из Туль-Карема), публично усомнилась в достоверности информации о жестокости нападения 7 октября. Также Иордания отозвала своего посла в Израиле. Иордания уверена в поддержке США и Великобритании, поскольку нужна им для защиты своих интересов в области безопасности на Ближнем Востоке. Исходя из этого, Иордания пытается повлиять на Израиль, отказавшись подписать соглашение "вода в обмен на энергию". Цель - заставить Израиль согласиться на прекращение огня.
Объединенные Арабские Эмираты
ОАЭ географически не близки к Израилю и демографически отличаются от Иордании. Но среди их соседей Иран — главный сторонник ХАМАСа, и Йемен, где действуют поддерживаемые Ираном хуситы. ОАЭ предупредили Израиль о "непоправимых последствиях в регионе", если ЦАХАЛ будет наносить неизбирательные удары по гражданскому населению, предполагая, что такие удары усилят угрозы со стороны поддерживаемых Ираном группировок.
Арабские страны, подписавшие соглашения Авраама, не дали Израилю карт-бланша, и действия Израиля усиливают угрозу их собственной безопасности. ОАЭ подписали соглашения, ожидая от союза с Израилем усиления безопасности, но нападение ХАМАСа заставило их усомниться в этом. После этого Соединенные Штаты, продвигавшие соглашения, предложили ОАЭ и Израилю дополнительную защиту от Ирана и его сторонников, разместив авианосцы в Средиземном и Красном морях, что, однако не решит надолго проблему дестабилизирующей роли Ирана на Ближнем Востоке.
Катар
В отличие от ОАЭ, Катар не проявил интереса к мирному соглашению с Израилем. С начала войны Катар принимает лидеров ХАМАСа в Дохе, не вызывая при этом недовольства Израиля, других арабских государств и международного сообщества. Машаль бин Хамад аль-Тани, посол Катара в США, уверяет, что политический офис ХАМАСа открылся в Дохе в 2012 году, когда Вашингтон просил установить непрямые линии связи с этой группировкой.
Катар пытается умиротворить обе стороны, используя тесные отношения с ХАМАСом в своих интересах. Являясь региональной штаб-квартирой Центрального командования ВС США и основным посредником в отношениях Соединенных Штатов с ХАМАСом, Катар пользуется защитой Вашингтона, которую хотели бы иметь и другие арабские страны. Катар организовал переговоры между Бернсом и главой израильской разведки "Моссад", чтобы договориться о гуманитарных паузах. Главная задача Катара — сохранить политический статус надежного международного партнера после окончания войны.
Саудовская Аравия
У Саудовской Аравии свои заботы. Переговоры о нормализации отношений с Израилем могли стать одной из причин нападения ХАМАСа. Чтобы противостоять возможным претензиям в свой адрес, саудовский режим усилил публичную критику Израиля, в официальных заявлениях своего МИД называет ЦАХАЛ "израильской оккупационной армией" и настаивает на решении о двух государствах.
Саудовской Аравии также угрожает нападение со стороны Ирана и его региональных посредников. Как и ОАЭ, королевство активизировало дипломатическое взаимодействие с Ираном для снижения напряженности.
Рычаги влияния Саудовской Аравии сосредоточены на ее роли хранителя Арабской мирной инициативы-2002. Саудовская Аравия дала понять США и Израилю, что потеряет авторитет в арабском и исламском мире, если пойдет на нормализацию отношений с Израилем без урегулирования израильско-палестинского конфликта. Начало войны в Газе укрепило поддержку Саудовской Аравией решения о двух государствах и дало ей возможность заявить о себе как о лидере арабского и исламского мира. В соответствии с этой целью в начале ноября Саудовская Аравия провела совместный саммит по Газе с Лигой арабских государств и Организацией исламского сотрудничества. Саудовцы пригласили Иран принять участие в этом саммите, чтобы показать наличие отношений с Ираном и одновременно — ослабить напряженность в этих отношениях.
Читайте также
Саудовская Аравия также укрепляет отношения с Китаем, и дает понять США, что может объединить несколько стран для поддержки усилий по прекращению войны.
Много лет Израиль и саудовцев объединяла озабоченность по поводу Ирана. Саудовская Аравия выиграет от урегулирования с Израилем — технологически, финансово, политически и в сфере безопасности, однако нормализация — не обязательный компонент в ее планах, и она не собирается идти на нее бесплатно или задешево.
Если вся эта "большая пятерка" объединит ресурсы, то может добиваться переговоров со всеми из них, а также ХАМАСом, Израилем и США - продвигая политическое, а не военное решение проблемы сдерживания ХАМАСа, и предложенное Саудовской Аравией на совместном саммите ЛАГ и ОИК создание палестинской политической коалиции под эгидой ООП - пусть даже его вряд ли можно считать надежным партнером для Израиля.
Игнорируя заявленное Израилем намерение уничтожить ХАМАС, Катар, ОАЭ и Египет на саммите согласовали сценарий (с благословения Саудовской Аравии и Иордании), по которому такие фигуры, как Исмаил Хания, войдут в палестинское коалиционное правительство.
Общие интересы "большой пятерки" — обеспечить мир и безопасность на Ближнем Востоке. Обменять они его готовы на желанное им же сдерживание Ирана, и в этом вопросе с ними согласятся сотрудничать США. Египет и Катар не захотят окончательно пожертвовать ХАМАСом, чтобы не потерять важный инструмент влияния. Но ноябрьская встреча эмира Катара шейха Тамима бин Хамада аль-Тани с президентом ОАЭ Мухаммедом бин Заидом аль-Нахайяном доказывает, что обе стороны думают о расширении арабского сотрудничества в сдерживании ХАМАСа.
Израильско-палестинский конфликт нельзя разделить на части. Его необходимо разрешить, если Ближний Восток хочет достичь реальной стабильности. Если Израиль проигнорирует угрозы безопасности арабским соседям, отношения с ними могут ухудшиться - и тогда они начнут еще сильнее давить на США. Продолжающаяся война — возможность для арабских стран заставить Соединенные Штаты разработать долгосрочную стратегию противодействия дестабилизирующему весь этот регион Ирану. И чем дольше продолжается война, тем больше шансов, что проиранские группы пойдут на эскалацию.