Израиль и ХАМАС договорились о временном перемирии в Газе и освобождении части заложников и, по мнению военного аналитика Колби Бэдвора, для Израиля это очень опасно — террористы могут успеть перегруппироваться и перевооружиться, в том числе получить новые партии ракет. Пока "Железный купол" более-менее справляется с ракетами ХАМАС и "Хизбаллы", но ресурсов Израиля не хватит, если США не начнут действовать более решительно. В первую очередь нужно, чтобы Конгресс перестал затягивать выделение дополнительных расходов на покупку боеприпасов, необходимых для перехвата ракет террористов.
Подписывайтесь на телеграм-канал zahav.ru - события в Израиле и мире
Дилемма израильской противоракетной обороны
7 апреля 2011 года из сектора Газа по израильскому городу Ашкелон была выпущена ракета "Град". Однако она не достигла цели — ее перехватила ракета "Тамир", выпущенная израильской системой ПВО "Железный купол". Это был первый успешный боевой перехват, выполненный системой, и с тех пор у нее накопился впечатляющий послужной список. По данным производителя, израильской государственной оборонной компании Rafael, система осуществила более 2500 перехватов, а коэффициент успешности составил 90%.
Изначально разработанный как система противодействия ракетам, артиллерии и минометам (C-RAM), в настоящее время "Железный купол" рекламируется как эффективное решение для поражения самолетов и вертолетов, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), крылатых ракет и других высокоточных управляемых боеприпасов (PGM). Можно с легкостью предположить, что это волшебная пуля, способная с легкостью уничтожить все возможные угрозы. Даже название рождает ассоциации с мифическим непробиваемым щитом в небе. Однако это не так. У каждой системы есть ограничения, и "Железный купол" не исключение.
"Железный купол" — это только нижний уровень израильской интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны (IAMDS). Средний уровень образуют американская система MIM-104 Patriot и израильская система David's Sling ("Праща Давида"), которая со временем заменит первую. Верхний уровень образуют системы Arrow-2 и Arrow-3 ("Стрела-2" и "Стрела-3"), предназначенные для перехвата баллистических ракет наибольшей дальности. В совокупности эти уровни образуют одну из самых совершенных систем противовоздушной и противоракетной обороны в мире, уже прошедшую боевые испытания.
Ситуация изменилась 31 октября, когда хуситы — базирующиеся в Йемене террористические марионетки Исламской Республики Иран — запустили по Израилю баллистическую ракету средней дальности (БРСД) — вероятно, модифицированную иранскую Zolfaghar. Она была перехвачена в полете ракетой Arrow 2. Неделю спустя, 9 ноября, хуситы выпустили по Израилю еще одну БРСД, на этот раз ракету иранского производства Ghadr-110, которая была перехвачена в космическом пространстве ракетой Arrow 3. Однако эти успехи скрывают серьезную опасность.
Поскольку израильская система противовоздушной и противоракетной обороны очень сложна, за нее пришлось заплатить немалую цену. В результате общая "глубина магазина", то есть количество ракет-перехватчиков, имеющихся в ее распоряжении, значительно уступает количеству снарядов в арсеналах противников Израиля. В этом и заключается дилемма израильской противоракетной обороны: еще Гегель говорил, что количество в конце концов переходит в качество.
В 2018 году Центр стратегических и международных исследований подсчитал, что только у "Хизбаллы" было 130 тысяч ракет и снарядов. Сегодня это число, вероятно, превышает 150 тысяч. У ХАМАС, "Палестинского исламского джихада" (PIJ) и других террористических группировок в секторе Газа все еще имеются тысячи, если не десятки тысяч ракет. Некоторые из них иранского производства, ввезенные контрабандой, а остальные произведены внутри страны при техническом содействии Ирана. Хуситы располагают несколькими моделями иранских баллистических и крылатых ракет, способных долететь до Израиля, а также беспилотными летательными системами одностороннего действия или "дронами-камикадзе". В наличии также арсеналы Сирийской арабской армии Башара Асада и самой Исламской Республики Иран.
Как уже подчеркивалось ранее, Израиль обладает способностью отражать все возможные угрозы, которые могут быть направлены против него любым из этих противников, но только не в том случае, если они будут носить массированный характер. Даже в целом примитивные ракеты, летящие из Газы, могут нанести значительный ущерб, если израильские запасы "Тамиров" для "Железного купола" будут исчерпаны. Израильтяне, конечно, прекрасно понимают это, и крайне важно, чтобы европейские и американские политики узнали, что можно сделать для уменьшения этой угрозы.
Условия для победы Израиля
Прежде всего, ЦАХАЛ должен иметь возможность продолжать свои операции по уничтожению ХАМАС, ИГ и других террористических групп, действующих в секторе Газа. Прекращение огня даст им возможность перегруппироваться и перевооружиться, создав тем самым постоянную угрозу безопасности Израиля.
У Израиля есть опыт ведения войны на несколько фронтов, но способность одержать победу всегда зависела от возможности быстро одержать верх над регулярными войсками противника. Устойчивая асимметричная угроза со стороны террористических группировок, запускающих ракеты из-за спин гражданского населения Газы и южного Ливана представляет собой опасность более сложного характера. Представившуюся возможность уничтожить сеть террористов и положить конец ракетным ударам упускать нельзя.
На момент написания материала правительство Израиля, ХАМАС и посредники объявили о подписании соглашения о временном прекращении огня для обмена 50 израильских заложников на 150 заключенных-палестинцев. Пока неясно, выполнят ли стороны взятые на себя обязательства. Очевидно одно: в ООН и на других форумах на Израиль будут оказывать беспрецедентное дипломатическое давление, чтобы добиться продления перемирия — или даже придания ему постоянного статуса. При этом правительство Израиля однозначно заявило: дальнейших уступок не будет, и любое государство, которое на словах признает право Израиля на самооборону, должно поддержать его текущую позицию. Любые прекращения боевых действий могут быть только временными и на условиях, полностью устраивающих Израиль.
Провал операции в Газе будет означать постоянное отвлечение израильских ресурсов, задействованных на севере, где имеется гораздо более серьезная угроза со стороны "Хизбаллы". Важность этой политической поддержки, или, как называет ее бывший посол Израиля в США д-р Майкл Орен, "Дипломатического железного купола", невозможно переоценить. По мере продолжения боевых действий усилия Совета Безопасности ООН по применению санкций к Израилю будут нарастать. Администрация Байдена должна воспользоваться имеющимся у Соединенных Штатов правом вето, чтобы оградить Израиль от этих попыток.
Конгрессу США тоже есть над чем поработать. 20 октября президент Байден представил ему запрос на дополнительный бюджет в размере $106 млрд для удовлетворения важнейших потребностей национальной безопасности. В этот бюджет включена военная помощь Израилю на общую сумму $8,7 млрд, из которых $4 млрд предназначены для закупки дополнительных систем и средств перехвата для "Железного купола" и "Пращи Давида", $1,2 млрд — на разработку "Железного луча" (Iron Beam); $3,5 млрд выделяются в качестве дополнительного иностранного военного финансирования (Foreign Military Financing, FMF).
"Железный луч" — новое энергетическое оружие, которое дополнит систему "Железный купол" и обеспечит гораздо более экономичный перехват ракетных, артиллерийских и минометных угроз. Иностранное военное финансирование — это грантовые средства, которые Израиль может использовать для покупки военного оборудования и боеприпасов у США.
Хотя Израиль уже получает от США военную помощь в размере $3,8 млрд в год, это дополнительное финансирование необходимо для пополнения запасов средств перехвата и увеличения числа действующих систем. В запросе также содержится просьба выделить Министерству обороны США $5,4 млрд на увеличение производства критически важных боеприпасов и пополнение запасов оборонной техники, проданной или переданной Израилю.
Последней ключевой составляющей запроса администрации Байдена, адресованного Конгрессу, являются две поправки к американскому законодательству, регулирующему поставки вооружений. Первая поправка предусматривает увеличение ежегодного лимита президентских полномочий по предоставлению военной помощи (PDA) со $100 млн до 7 млрд в 2024 финансовом году. Механизм PDA позволяет президенту передавать американские оборонные изделия иностранным государствам на безвозмездной основе.
Это основной механизм, с помощью которого США оказывали военную помощь Украине, и в прошлом Конгресс уже увеличивал этот лимит на два предыдущих финансовых года. В настоящее время президент имеет в своем распоряжении только стандартные полномочия на сумму $100 млн. То есть, он может давать распоряжения по предоставлению оборонной продукции, балансовая стоимость которой не превышает $100 млн. Учитывая, что Израилю требуются дорогостоящие ракеты-перехватчики и другие высокоточные управляемые боеприпасы, этот показатель будет быстро достигнут, поэтому имеется крайняя необходимость в увеличении лимита.
Вторая поправка касается комплекса War Reserve Stockpile Ammunition-Israel (WRSA-I), состоящего из нескольких складов в Израиле, где хранятся запасы боеприпасов, принадлежащих США. В законодательстве США существует специальный механизм, разрешающий передачу Израилю боеприпасов из WRSA-I, однако он носит крайне ограничительный характер. Основное препятствие заключается в том, что президент должен уведомить Конгресс о любой передаче за 30 дней до ее осуществления. Поэтому Администрация просит Конгресс смягчить это и другие требования. В отсутствие этих изменений помощь США Израилю оказывается иными путями.
Министерство обороны сотрудничает с американскими оборонными компаниями, чтобы ускорить выполнение имеющихся коммерческих заказов Израиля на вооружение, а армия США согласна продать Израилю имеющиеся у нее средства перехвата "Тамир" и передать ему в аренду две собственные системы типа "Железный купол" в рамках договора об иностранных продажах военной техники.
Эти меры обеспечивают Израилю столь необходимое быстрое пополнение оружейных запасов. Однако в отсутствие новых ассигнований и запрошенных законодательных поправок США сильно ограничены в возможностях оказывать Израилю постоянную поддержку. Даже если бы Израиль не нуждался в дальнейшей помощи, Министерству обороны США все равно необходимо пополнить собственные запасы боеприпасов. Скорейшее принятие законопроекта о дополнительном финансировании крайне важно.
К сожалению, до сих пор Конгресс не принял экстренных мер. Палата представителей проголосовала за законопроект, включающий в себя лишь финансирование, связанное с Израилем; однако он предусматривал эквивалентное сокращение внутренних расходов. Сенат США отказался этот законопроект принимать, а президент — подписывать. И хотя лидеры Конгресса заявили, что они по-прежнему уверены в том, что законопроект о финансировании как Израиля, так и Украины будет принят до Рождества, ни та, ни другая страна не могут позволить себе столь долгое ожидание.
Эта неопределенность усиливает дилемму Израиля. Хотя на границе с Ливаном происходят спорадические перестрелки, "Хизбалла" держит свой порох почти сухим. Ее арсенал ракет и снарядов сможет при длительном обстреле подавить все израильские средства ПВО. Израиль, конечно, сможет нанести ответные удары, чтобы попытаться уничтожить вражеские арсеналы, но "Хизбалла", как и ХАМАС, использует "живые щиты", что приведет к дополнительным жертвам среди мирного населения.
Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ), и в особенности ее ВВС, уже израсходовали значительное количество своих высокоточных боеприпасов, что возвращает нас к вопросу о срочности выделения новых ассигнований на военную помощь. Сражение с "Хизбаллой" приведет к тому, что ЦАХАЛ будет испытывать недостаток в людях и боеприпасах, особенно если операция в Газе затянется. Не существует простого и эффективного решения о наступательной операции в ответ на атаки "Хизбаллы", а оборонительная позиция будет обеспечивать безопасность лишь до поры до времени. Это заставит израильский военный кабинет сделать жесткий выбор в области приоритета защищаемых объектов.
Количество переходит в качество
В настоящее время радары "Железного купола" могут определять траекторию приближающихся угроз и автоматически поражать их, если их целью являются населенные пункты, а не пустынные территории. Однако при гораздо меньшем количестве средств перехвата по сравнению с количеством ракет и снарядов у противника только самые важные объекты можно защитить от массированного шквала огня. Даже при дальнейшем пополнении запасов, которое, скорее всего, будет ограничено скоростью изготовления дополнительных средств перехвата, придется проводить такого рода сортировку, чтобы не допустить полного истощения запасов.
"Железный Купол" и все остальные компоненты израильской системы IAMDS могут быть переведены на ручное управление; при этом они будут вынуждены поражать только те входящие угрозы, которые направлены на ключевые стратегические объекты, такие как военные формирования, больницы и аэропорт "Бен Гурион". Жилые районы, скорее всего, не попадут в этот список: их просто слишком много.
Это, вероятно, вызовет значительное недовольство у населения, поскольку израильтяне привыкли к тому, что они защищены от ракет; однако это было ложное чувство безопасности, созданное в результате ограниченного масштаба предыдущих атак по сравнению с общим потенциалом противника. Если "Хизбалла" выпустит хотя бы четверть своего арсенала, то это вызовет серьезное напряжение израильских систем ПВО и ПРО.
Читайте также
Нельзя забывать и о сохраняющейся угрозе, исходящей от хуситов, и даже от самого Ирана. Хотя Израиль до сих пор успешно перехватывал ракеты большой дальности и БПЛА, летящие из Йемена, системы Arrow 2 и Arrow 3 подвергаются наибольшему риску перегрузки, поскольку в эксплуатации находится всего лишь несколько таких систем. Однако Израилю не придется действовать в одиночку.
Эсминцы USS Carney и USS Thomas Hudner класса Arleigh Burke, дислоцированные в Красном море, в отдельных случаях сбивали крылатые ракеты и беспилотники, летевшие в Израиль из Йемена. ВМС США могут направить в Красное море дополнительные эсминцы, чтобы помочь защитить Израиль от атак хуситов. Армия США, хотя она уже и так испытывает затруднения в связи с развертыванием сил в ближневосточном регионе, может разместить в Израиле даже некоторые из своих подразделений ПВО.
В прошлом армия США уже размещала в Израиле систему защиты от баллистических ракет Terminal High Altitude Area Defense (THAAD), а на горе Керен в пустыне Негев уже находится постоянная радарная установка THAAD. Отправка системы THAAD и, возможно, даже одной-двух систем Patriot одновременно укрепит оборону Израиля и подчеркнет приверженность Америки обеспечению его безопасности.
Такая приверженность на самом деле является лучшей защитой как для Израиля, так и для США. Даже при объединении ресурсов, совокупная "глубина магазинов" обеих стран не может бесконечно обеспечивать защиту от арсенала, имеющегося в распоряжении Исламской Республики и ее сторонников. Но если Соединенные Штаты будут публично поддерживать полное дипломатическое единство с Израилем, предпримут необходимые шаги для продолжения военной помощи и демонстрации силы, развернув два авианосца и другие средства в регионе, то эскалация атак может быть предотвращена.
Если же нет, то легко представить, что весь регион будет охвачен более масштабной войной. Конечно, есть вероятность, что Конгресс США возразит против выделения средств на дополнительную помощь, а решимость президента эту помощь поддерживать ослабнет, однако альтернатива может оказаться катастрофической. Ставки высоки, на карту поставлено доверие к Соединенным Штатам и выживание Израиля.
Колби Бэдвор - независимый военный аналитик